О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новое поколение тяжелых вертолетов: старт дан

Airbus Helicopters объявила о начале фазы развития концепции новой модели тяжелого вертолета. Будущий флагман позволит производителю удерживать позиции в секторе оффшорных перевозок

Airbus Helicopters воспользовалась Парижским авиасалоном для объявления о начале двухлетней фазы развития концепции новой модели тяжелого вертолета. Будущий флагман под кодовым названием X6 станет современной альтернативой Н225 и позволит производителю и дальше удерживать позиции в секторе оффшорных перевозок.

Необходимость создания преемника Н225 подчеркивается тем фактом, что конструкция этого вертолета базируется на разработках более чем 50-летней давности. Первый полет Н225 состоялся в 2000-м; при этом этот вертолет стал глубокой модернизацией семейства Super Puma, которое само является наследником Aerospatiale SA330 Puma, совершившего свой первый полет в далеком 1965 году.

Руководство Airbus Helicopters обещает, что при создании Х6 компания будет учитывать маркетинговые, конструктивные и дизайнерские предложения и запросы от клиентов со всего мира с целью создания машины, которая оправдает их эксплуатационные ожидания. Как отметил генеральный директор Гийом Фори, "это будет вертолет, созданный клиентами для клиентов". Он также заявил, что двухдвигательный X6 будет в первую очередь нацелен на нефтегазовую отрасль, а также рынок поисковых и спасательных миссий, операторы которых требуют появления более экономичных машин с большей дальностью полета. "Он будет менее шумным, более комфортабельным и гораздо более эффективным в плане потребления топлива" - резюмировал Г. Фори.

Он также отметил, что X6 станет первым коммерческим вертолетом компании, оснащенным ЭДСУ, обеспечивающей безопасность в пределах всего диапазона высот и скоростей полета. Такая система успешно применяется на военном вертолете NH90, в программе развития которого Airbus Helicopters принимает непосредственное участие, а решение о ее внедрении было принято после 18-месячного изучения опыта эксплуатации, в том числе, на авиалайнерах Airbus. "Это имеет смысл на тяжелом вертолете, предоставляя много возможностей, повышая безопасность благодаря снижению нагрузки на экипаж. Интегрированные системы, работающие вместе, повысят безопасность в диапазоне эксплуатационных режимов полета", - сказал Г.Фори.

По всей видимости, конструктивный дизайн будет выполнен в духе новой философии компании, согласно которой конструкции новых машин должны были быть выдержаны в едином стиле. Основываясь на эскизах, презентованных Airbus Helicopters, можно сделать вывод, что X6 будет иметь классическую компоновку и позаимствует некоторые технологии, реализованные в недавно представленном среднем двухмоторном H160 (в том числе короткую хвостовую балку, новые материалы планера и пятилопастные главный и хвостовой роторы с технологиями лопастей Blue Pulse и Blue Edge).

В компании утверждают, что при разработке будет учитываться опыт проектирования и ввода в строй не только Н160, но и Н175. При этом Х6 получит весь функциональный набор данных машин: вероятнее всего, авионику Helionix, обязательно HUMS и т.д.

Вертолет весом около 10 тонн будет рассчитан на транспортировку 19 пассажиров. Также известно, что это будет всепогодная машина, оснащенная противообледенительной системой.[1]

Информации о силовой установке X6 пока нет, но известно, что Turbomeca в настоящее время работает над своим демонстратором технологий Tech3000. Результатом реализации данного проекта должно стать появление нового поколения мощных и экономичных двигателей HPE (High Power Engine) с мощностью 3000 л. с., нацеленных на рынок 10-тонных вертолетов. С января этого года ведутся испытания основных компонентов и модулей. По словам официальных представителей Safran, ключевые технологии компрессора уже протестированы, а испытания горячих частей камер сгорания и турбин ведутся полным ходом. В интервью AIN исполнительный вице-президент Turbomeca по стратегии и развитию Филипп Куто заявил, что особое внимание уделяется новым материалам камеры сгорания и профилей лопаток компрессора и турбины высокого давления. Turbomeca хочет довести готовность демонстратора сразу до шестого уровня, чтобы избежать задержек. Полномасштабное испытание двигателя с интеграцией новых технологии начнется уже в конце этого года. В целом, Turbomeca ориентирована на улучшение топливной экономичности до 25%. Проектировочные работы должны завершиться до конца 2016 года, что полностью коррелирует со сроками, озвученными европейским вертолетостроителем.[2]

По мнению Airbus Helicopters, X6 должен продолжить в следующем десятилетии успех H160, но в классе тяжелых машин, а его концепция также должна стать определяющей в вертолетостроении на десятилетия вперед. "X6 установит новые стандарты в отрасли не только в проектировании, но и в производственной стратегии, поскольку мы будем опираться на все наши производственные мощности, включая новые, которые появляются в Польше, - объяснил Г.Фори. - Наша цель состоит в том, чтобы привнести на рынок наиболее эффективные вертолетные решения, адаптированные как к потребностям наших клиентов, так и к будущему развитию самой отрасли". Как ожидается, первый полет X6 может состояться в течение ближайших пяти, а сертификация и поставки могут начаться в 2022-2023 годах.[3]

При этом производство X6, вероятно, будет вестись параллельно с выпуском H225, который будет продолжаться "по меньшей мере в течение следующих полутора десятков лет".[4]

Также руководители компании намекают на планы через пятнадцать лет представить военную версию Х6, которая может прийти на смену NH90.

Конкуренты

AgustaWestland, которая имеет сравнительно современную модель в этой категории - трехдвигательный AW101, также не планирует сдавать поле боя. Руководство компании оценивало возможность повторной сертификации типа в действующей конфигурации для коммерческой эксплуатации. Но от этих планов пришлось отказаться, и теперь в компании рассматривают альтернативные конфигурации, включая двухмоторную модель с взлетной массой свыше 10 тонн. Это же определено и в качестве одной из приоритетных задач корпорации Finmeccanica, в которую входит AgustaWestland. В рамках программы реструктуризации, намеченной на 2015-2019 годы, планируется разработать и представить проект новой тяжелой машины.

Россия и Китай также готовят новый совместный проект в рамках программы Advanced Heavy Lifter (AHL). На данный момент концепт будущего тяжелого вертолета согласован. Машина весом 38 тонн сможет транспортировать груз более 15 тонн и эксплуатироваться в различных климатических условиях. Планируется, что проектированием займется КБ "Миля", а производство возьмет на себя компания "Роствертол".[5]

Для новой генерации российских тяжелых вертолётов разрабатывается целиком российский турбовальный двигатель ПД-12В, создаваемый на базе газогенератора турбовентиляторного двигателя ПД-14. Мотор заменит морально устаревший Д-136 украинского производства, будет обладать сниженной на 17-20% массой и повышенной на 15-20% топливной эффективностью. Однако в ходе HeliRussia 2015 гендиректор холдинга "Вертолеты России" Александр Михеев подчеркнул, что технический облик AHL определяет не российская, а китайская сторона, выступающая заказчиком. По его словам, заключение окончательного контракта ожидается в конце года.

Что касается несколько более легкого Ми-38, то проект находится на стадии сертификации. Продолжаются работы и над двигателем ТВ7-117. В конце года ОДК намерена завершить сертификацию этого двигателя с ресурсом 1000 ч. В связи с тем, что первые две машины должны быть готовы в первом квартале 2016 года, "Вертолеты России" и ОДК согласовали ускоренную программу. В соответствии с ней до конца второго квартала этого года должен выдан сертификат типа на двигатель с ограниченным ресурсом 100 ч. Делается это с целью выполнения всего комплекса испытаний так, чтобы до конца года получить полноценный сертификат типа.

[1] Airbus Helicopters launches X6 concept phase, setting the standard for the future in heavy-lift rotorcraft.
www.airbushelicopters.com/website/en/press/Airbus-Helicopters-launches-X6-concept-phase,-setting-the-standard-for-the-future-in-heavy-lift-rotorcraft_1771.html
[2] Airbus Helicopters Launches Concept X6 Heavy-twin Helo.
www.ainonline.com/aviation-news/aerospace/2015-06-17/airbus-helicopters-launches-concept-x6-heavy-twin-helo
[3] Airbus Unveils Plans for X6 Helicopter.
http://air.dfns.net/2015/06/17/airbus-unveils-plans-for-x6-helicopter/
[4] PARIS: Airbus Helicopters launches X6 concept phase. www.flightglobal.com/news/articles/paris-airbus-helicopters-launches-x6-concept-phase-413665/
[5] Новые тяжелые вертолеты от Минобороны России для Китая.
http://warfiles.ru/91801-novye-tyazhelye-vertolety-ot-minoborony-rossii-dlya-kitaya.html...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка