АвиаПорт.Ru
20 августа 2015, 14:24
Самолетный спорт возрождают в инициативном порядке
"Дочка" концерна ПВО "Алмаз - Антей" разрабатывает новый пилотажный самолет на базе Су-26 и Су-31. Однако серийное производство двигателя для новинки пока отсутствует
Инициативу в возобновлении производства пилотажных машин проявили в компании "Пром Композит". По данным ЕГРЮЛ, контрольный пакет (51%) в ней принадлежит Лианозовскому электромеханическому заводу, который входит в холдинг ПВО "Алмаз-Антей". Вторая часть акций "Пром Композита" находится в руках его генерального директора - Андрея Клишина. Компания, согласно материалам, размещенным на ее официальном сайте, специализируется на "проектировании и производстве изделий из полимерных композиционных материалов и изготовлении модельной оснастки".
"Спортсмены" в развитии
На минувшей неделе в "Пром Композите" сообщили "АвиаПорту", что занимаются разработкой спортивного-пилотажного самолета, который, по словам А.Клишина, является дальнейшим развитием Су-26М и Су-31. Главный конструктор "Пром Композита" Андрей Гусев десять лет работал в спортивном подразделении "ОКБ Сухого", и именно он возглавил инициативную группу, которая занимается разработкой самолета. Проект поддерживают главный конструктор по спортивным самолетам "ОКБ Сухого" Борис Ракитин и тренер сборной России по спортивному пилотированию Виктор Смолин. Полноразмерный макет новой машины "Пром Композит" намерен представить на статической экспозиции Международного авиационно-космического салона МАКС-2015, который пройдет на территории ТВК "Россия" с 25 по 30 августа.
Связи "Пром Композита" и главного спортивного ОКБ страны не ограничиваются только преемственностью аэродинамических схем и поддержкой Б.Ракитина. "Наше сотрудничество с ОКБ "Сухого" началось с работ по модернизации Су-26М и Су-31, - говорит А.Клишин. - Мы в инициативном порядке изготовили комплект агрегатов из композиционных материалов, однако в настоящее время работы приостановлены из-за недостатка финансирования для проведения испытаний". Б.Ракитин подтвердил "АвиаПорту", что ему известно о разработке "Пром Композита": по его словам, в ОКБ в течение трех лет сотрудничают с инициативной группой, занимающейся разработкой нового самолета. Он отметил, что машина будет выполнена из композиционных материалов, однако не стал упоминать о существовавших договоренностях по модернизации.
Нет двигателя - нет самолета?
Идеи по разработке нового спортивно-пилотажного комплекса прорабатываются не только в "Пром Композите". По словам Б.Ракитина, в ОКБ "Сухого" также предпринимаются попытки создать новую машину на базе существующих разработок. Однако главная проблема, с которой сталкиваются конструкторы, кроется в отсутствии необходимого двигателя.
Ранее силовые установки серии М-14, которые устанавливались на спортивных самолетах "Су" и "Як", выпускал Воронежский механический завод (ВМЗ). Последней разработкой Опытного конструкторского бюро (ОКБМ) ВМЗ стал форсированный авиадвигатель М9Ф, в качестве базы для которого оставался М-14 (в финансировании этой разработки участвовали ВМЗ и "ОКБ Сухого"). Двигатель М9Ф был выпущен малой серией - было поставлено примерно 15 таких моторов для самолетов Су-26 и Су-31. Затем было продано еще несколько двигателей М-14, после чего производство поршневых авиадвигателей на ВМЗ было полностью свернуто.
Сегодня в Воронеже организовано новое предприятие по проектированию авиадвигателей под прежним названием - ОКБМ, которое не имеет отношения к ВМЗ. Это самостоятельная структура, которая подведомственна Министерству промышленности и торговли РФ. В "Пром Композите" заявляют, что именно ОКБМ займется поставками двигателя серии М-14П для их перспективной машины. Эту информацию подтвердили "АвиаПорту" в ОКБМ. "Существует соглашение о поставке на новый самолет двигателя М-14ПФ мощностью 400 л.с. Двигатель проходит сертификацию и планируется к серийному производству с 2016 года", - говорят в Воронеже.
По оценке опрошенных "АвиаПортом" специалистов, идея возрождения производства двигателей М-14ПФ едва ли жизнеспособна - "практически все комплектующие разработки 1950-х годов и уже давно не выпускаются в России", - говорит один из них. Собеседник также добавил, что авиастроители ждут от ОКБМ современный двигатель. В ОКБМ, в свою очередь, намерены с 2018 года наладить поставки нового двигателя ДВ-400, макетный образец которого демонстрировался на МАКС-2013. Будет ли показан двигатель (или его макет) на МАКС-2015, остается неизвестным.
Взгляд в будущее
Будущее российского спортивного самолетостроения остается не до конца понятным. Анонимные источники, с которыми удалось пообщаться "АвиаПорту", считают, что в "ОКБ Сухого" не хватает специалистов для самостоятельной работы в этом направлении. В "Пром Композите" же ограничены в финансовом отношении: разработка компании находится на самофинансировании и, по оценкам источников "АвиаПорта", может затянуться по срокам.
Так или иначе, надежда на возрождение отечественного спортивного самолетостроения остается. По данным "АвиаПорта", к решению проблемы подключен вице-премьер Дмитрий Рогозин, а соответствующие поручения переданы в "ОКБ Сухого". В пресс-службе материнской компании ПАО "Сухой", однако, слова источников не подтверждают - директору по связям с общественностью ПАО "Сухой" Сергею Мещерякову ни о разработке "Пром Композита", ни о возрождении спортивного самолетостроения в "ОКБ Сухого" ничего не известно....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы