О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ренова" создает аэропортовую империю

ГК "Ренова" силами екатеринбургского аэропорта Кольцово формирует управляющую компанию для семи международных воздушных портов. Она претендует на контроль над аэропортами в городах-миллионниках в обмен на инвестиции

ГК "Ренова" силами екатеринбургского аэропорта Кольцово формирует управляющую компанию для семи международных воздушных портов. Она претендует на контроль над аэропортами в городах-миллионниках в обмен на инвестиции. Кольцово, в который группа Виктора Вексельберга за семь лет вложила 10 млрд руб., станет материнской компанией для новых проектов. Сама "Ренова" договаривается с губернаторами.

В "Ренове" основательно подготовились к расширению аэропортового бизнеса. В распоряжение "ДК" попал проект группы по реконструкции международного воздушного порта Курумоч в Самаре. Согласно плану будет создано совместное предприятие Самарской области и ОАО "Аэропорт Кольцово". Доля инвестора в СП составит не менее 75% минус 1 акция. Он обязуется обновить аэровокзальный комплекс, вложив до 2020 г. 6 млрд руб. (из них 3,43 млрд - до 2013 г., в строительство нового терминала). От государства ждут 2,53 млрд руб. - на развитие аэродромной инфраструктуры. На этой неделе представители "Реновы" собираются представить проект самарскому губернатору Владимиру Артякову.

Схожий план в Кольцово подготовили и для международного аэропорта Нижний Новгород (МАНН). Здесь еще два претендента на роль УК: предварительный отбор на региональном конкурсе прошли "Новапорт" Романа Троценко и фонд "Региональные программы" (руководитель - бывший директор Шереметьево Сергей Беляев). По условиям тендера победитель должен выкупить в ходе допэмиссии 73% акций МАНН (стоимость порядка 710 млн руб.) и вложить в реконструкцию не менее 3,3 млрд руб. Смотр инвесторов завершится до конца октября. Антон Федотов, заместитель гендиректора Кольцово по инвестициям, подтвердил "ДК", что намерения "Реновы" в отношении МАНН самые серьезные. "Наш стратегический план включает управление примерно семью крупными региональными аэропортами. Схемы собственности и прихода инвестора могут варьироваться, но мы не зайдем туда, где будет меньше контрольного пакета", - подчеркнул он.

Цель экспансии "Реновы" - заработать на региональном пассажиропотоке в обход транзитной Москвы, последовательно заходя все в новые города. В каждой точке будет собственная УК, созданная при участии Кольцово. Екатеринбургский аэропорт, куда "Ренова" пришла в 2003 г., стал моделью авиабизнеса - ее растиражируют. Гендиректор Кольцово Евгений Чудновский на недавнем заседании транспортного комитета Госдумы высказался ясно: "Региональные аэропорты управляются неэффективно. Зачастую там происходят вещи, интересные для следственных органов. Нужно создать несколько новых УК. В числе инициаторов мы видим и себя". Г-н Федотов дополняет: "Мы достигли экспертного уровня в управлении Кольцово и готовы экспортировать технологии". Так, топы Кольцово будут командированы в новые воздушные порты "Реновы".

Г-н Чудновский также напомнил, что в Кольцово строится последний по инвестпрограмме объект инфраструктуры - грузовой комплекс. "Нам, по сути, больше ничего не надо. Пропускной способности уже сейчас хватит, чтобы обслужить пассажиропоток, больший в три раза. Для нас единственная возможность развития - региональные перевозки, стыковочные и транзитные рейсы. Зона охвата аэропорта, таким образом, серьезно увеличивается за счет региональных самолетов, притока пассажиров в региональные аэропорты, а не в Москву".

Олег Пантелеев, руководитель аналитического агентства "АвиаПорт", сомневается, что точки входа выбраны верно. "Например, МАНН - не самый привлекательный актив для инвестирования. Никакой транзит через Нижний Новгород придумать невозможно. В 400 км от него - Москва, пассажиры предпочитают совершать промежуточную посадку там, - поясняет он. - Вторая проблема - слабые пассажиропотоки. Нижний - город машиностроителей, уровень доходов там не самый высокий, а наземные виды транспорта хорошо развиты". По мнению эксперта, то, что нижегородские власти хотят увидеть на месте нынешнего аэропорта, существенно превосходит потребности города.

Но Кольцово видит потенциал в том, чтобы применять в аэропортах технологию хаба: подтягивать пассажиров из ближних городов и отправлять их за границу. Для развития маршрутной сети "Ренова" намерена завести в семь региональных портов авиаперевозчиков из Кольцово. По мнению экспертов, именно при его содействии 20 октября в Самару пришел арабский дискаунтер flydubai. Неделей раньше первым городом в России для перевозчика из ОАЭ стал Екатеринбург. Однако основной партнер экспансии - авиакомпания "Регион-Авиа".

Ее выбрали, чтобы развивать в Кольцово ближнемагистральные перевозки (до 1000 км). "На самом деле есть несколько зон охвата, которые зависят от емкости самолетов. Когда они развиваются равномерно, растет пассажиропоток", - комментирует Антон Федотов. Цели авиакомпании и "Реновы" совпали, но парк "Регион-Авиа" сейчас недостаточен для масштабной экспансии: у перевозчика восемь самолетов Embraer 120ER и столько же Ан-28. Поэтому Кольцово рассматривает возможность работать и с другими владельцами небольших воздушных судов - "РусЛайном" и Dexter. Последняя выступает в Кольцово как служба авиатакси для VIP-пассажиров, но планирует открыть регулярные рейсы из Екатеринбурга в Челябинск и Пермь.

Экспансию "Реновы" осложняет структура собственности в региональных аэропортах. Показательна Самара: авиационный ангар принадлежит авиакомпании-банкроту "Самара", высокодоходные VIP-терминал, цех бортпитания, парковка и даже земли вокруг аэропорта - стороннему собственнику. Фактически Курумоч лишь арендует федеральное имущество и терминал. И здесь уже назревает конфликт. "Структура собственности на объекты инфраструктуры - препятствие для дальнейшего развития аэропорта", - недвусмысленно говорится в плане, подготовленном в Кольцово.

"Ренова" строит планы на десять лет вперед

Инвестиции в международный аэропорт Курумоч до 2013 г.
3,43 млрд руб. - новый пассажирский терминал (39 тыс. кв. м)
32 млн руб. - временный зал прибытия ВВЛ
200 млн руб. - наземное оборудование и инфраструктура

Инвестиции в международный аэропорт Курумоч до 2020 г.
2,024 млрд руб. - расширение здания терминала на 23 тыс. кв. м
200 млн руб. - реконструкция под офисы существующего терминала
180 млн руб. - многоуровневая парковка на 300 мест...
Авторские права на данный материал принадлежат «Деловой квартал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка