Российская Бизнес-газета
19 декабря 2001, 17:53
Авиапром может получить дешевые кредиты...
Недавно Россия подписала Конвенцию о международных гарантиях в отношении подвижного состава и Протокол по авиационному оборудованию к этой Конвенции
Как считают в Министерстве транспорта РФ, представители которого активно участвовали в подготовке этих документов, заключенное соглашение открывает новые возможности для развития нашей авиационной промышленности.
Несмотря на не очень понятное название, Конвенция имеет вполне конкретный экономический смысл. По словам заместителя министра транспорта РФ Карла Руппеля, после ее ратификации отечественный авиапром может получить доступ на рынок дешевых коммерческих кредитов. Дело в том, что, как считают эксперты, в ближайшие 15-20 лет в мире произойдет практически полная смена поколения всего современного авиационного парка. Цена этого вопроса достигает астрономической суммы в 2 триллиона долларов. Для реализации этой программы предполагается активно задействовать лизинг и сопутствующие ему кредитно-финансовые механизмы.
Смысл Конвенции состоит в том, чтобы снизить риски по лизинговым и кредитным операциям и тем самым сделать кредиты более дешевыми. По оценкам специалистов, после того как Конвенцию ратифицируют хотя бы несколько основных мировых стран-авиаперевозчиков и производителей авиатехники, предоставляемые под лизинг ссуды подешевеют наполовину.
Конвенция не направлена на то, чтобы побудить авиакомпании закупать технику у отдельных производителей на каких-либо льготных условиях. Ее задача - предоставление международных гарантий прав как собственнику техники, так и кредиторам. И арендодатели, и кредитующие эти сделки коммерческие банки подчас испытывают немало затруднений при изъятии у авиакомпаний своего имущества и возвращении выданных ссуд. Сейчас нередко возникают ситуации, когда переданные в аренду самолеты исчезают из поля зрения своих хозяев. Приходится нанимать сыщиков, обращаться в суд и нести немалые судебные издержки. Конвенция должна избавить от всех этих забот. С этой целью заводится международный регистр, где будут регистрироваться все сделки и операции по передаче авиатехники в аренду и в субаренду. Регистр также позволит отслеживать все ее перемещения по странам и континентам. Кроме того, ратифицировавшие Конвенцию государства берут на себя обязательства по оказанию правовой и другой необходимой помощи по возврату собственности их законным владельцам.
Проблема эта существует не первый год. Не случайно, что Конвенция разрабатывалась в течение 10 лет, а на посвященную ее принятию конференцию в Кейптаун съехались представители 58 государств. Из них 25, включая Россию, ее уже подписали.
Сейчас Правительство России пытается вдохнуть новую струю жизни в умирающую российскую авиационную промышленность, и прежде всего за счет широкого распространения лизинговых операций. Однако этот процесс во многом тормозится нехваткой средств: банки либо опасаются выдавать на эти цели долгосрочные кредиты, либо они слишком дорогие. Как считает Карл Руппель, Конвенция может помочь таким странам, как Россия, справиться с нелегкой задачей по замене своего устаревшего авиапарка. Не случайно же против ее заключения активно выступали крупнейшие авиаперевозчики США, так как, будучи заказчиками больших партий авиатехники, получают у их производителей существенные скидки. А потому они заинтересованы в консервации нынешнего положения.
Конвенция же способна существенно повлиять на возрождение отечественного авиапрома благодаря появлению более дешевых финансовых ресурсов. Но нужно действовать быстро, так как охотиться за этими деньгами будут и наши конкуренты. Между тем, по свидетельству участника конференции в Кейптауне, директора Независимого института международного права Виталия Бордунова, представители российской авиационной промышленности пока не проявляют интереса к этому соглашению. То ли они ничего не слышали о нем, то ли по какой-то другой причине.
В то же время России, прежде чем ратифицировать Конвенцию, необходимо внести изменения в ряд законодательных акций. В частности, согласно ГК РФ самолет относится к недвижимому имуществу со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, в то время как в Конвенции он рассматривается в качестве движимого имущества. И сделать это надо быстро, так как, по мнению Карла Руппеля, Конвенция может вступить в действие уже в 2003 году....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская Бизнес-газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 22, 2024
Самолет отстранили от полетов после удара багажной тележкой в аэропорту Сочи
Ноябрь 22, 2024
Оператор "Пулково" оценил инвестиции во II очередь аэропорта в 130 млрд рублей