О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Где рождается военно-воздушная "Пчела"



В эти дни исполняется 50 лет с начала работы московского НИИ "Кулон" - одного из крупнейших в стране оборонных предприятий, которое в научном и буквальном смыслах ковало основу безопасности Родины. Едва не став безвинной жертвой неразумной конверсии, "Кулон" (объединяющий науку и производство) в настоящее время является одним из ключевых звеньев реструктуризации военно-промышленного комплекса страны.

По словам заместителя председателя правительства РФ Ильи Клебанова, курирующего ВПК, "правительство предполагает создать целый ряд крупных военно-промышленных холдингов, в которые войдут и конструкторские бюро, и серийные заводы". Продуманная политика государства в отношении ВПК уже дает свои положительные результаты. Жизнь нынешнего юбиляра - конкретное тому доказательство.

Пятьдесят лет назад в Москве появилось одно скромное сверхсекретное Специальное конструкторское бюро N 885 (СКБ-885), созданное по поручению Сталина, "со штатом научного и инженерно-технического персонала в количестве 50 человек, возложив на него выполнение заданий Главгорстроя СССР, связанных с разработками и изготовлением приборов "Вибратор""... Цитата - из совсекретного постановления о создании СКБ-885. Но даже в этом суперсекретном документе настоящая тематика нового КБ спрятана за кодовым названием "Вибратор" (вряд ли это было высоким юмором аппарата Совмина СССР).

Теперь, в юбилейный для института год, ряд тайн можно приоткрыть. СКБ-885 ныне одна из ведущих оборонных структур - ГУП НИИ "Кулон", а под "вибратором" скрывалась разработка ряда ключевых узлов ракетного щита страны. Внесло КБ свой секретный и труднопереоценимый вклад в создание космических аппаратов... А в последние 20 лет "Кулон" является ведущим предприятием России по созданию комплексов с дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами (ДПЛА) и разведывательной аппаратуры для пилотируемой авиации. Причем не только в России. Разработанная и выпускаемая на "Кулоне" (НИИ выступает в качестве головного предприятия) ДПЛА "Пчела" (о ней разговор отдельный) считается специалистами одним из лучших в мире беспилотным самолетом.

И это, говорят, далеко не все то лучшее, что делает "Кулон". Однако основные оборонные темы являются "закрытыми", то есть секретными. Как легендарный для НИИ "вибратор". Можно, например, назвать две радиолокационные станции "Кулона" - "РОНСАР" и "Малыш-Э", которые вызывают объяснимую зависть у иностранных специалистов.

Вернемся к "Кулону". 50 лет жизни в российском оборонном комплексе - возраст. За эти годы в стенах НИИ было выполнено около 150 значительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что является не просто хорошим, а очень хорошим показателем.

Однако не менее важным для "Кулона" был опыт выживания в условиях перестроечной чехарды, опыт сбережения технологий. Институту удалось сохранить высокий научно-технический потенциал, основные кадры, материально-техническую базу, профильные научное и производственное направления. "Кулон" не просто выжил - он разрабатывает и выпускает продукцию на уровне лучших мировых показателей как по госзаказам, так и по контрактам с зарубежными партнерами.

Выживанию "Кулона" в большой степени способствовало общее направление на разумную реструктуризацию военно-промышленного комплекса страны, которое воплощается правительством страны в последние два года. Не случайно директор ГУП НИИ "Кулон" Николай Расторгуев именно с последними двумя годами связывает позитивные тенденции, ощущаемые его институтом. Теперь, по словам директора, институт действительно может спокойно и уверенно смотреть в будущее.

Кстати, в скором времени НИИ "Кулон" намерен войти в состав одного из холдингов, создаваемых Российским агентством по системам управления (РАСУ). Генеральный директор РАСУ Владимир Симонов говорит о "Кулоне" в сдержанно-возвышенном стиле: "Ведущее предприятие по разработкам крайне важной продукции как для военных, так и для гражданских целей. Я имею в виду беспилотные самолеты. В последнее время они прошли испытания боем, и, могу сказать, вполне успешно".

Гражданское применение "Пчелы" (именно ее имел в виду глава РАСУ) имеет чуть ли не больше перспектив, нежели военное. Самолетом-роботом интересуются и экологи, и пожарные, и милиция, и геологи, и газовики, и нефтяники, и лесничие, и агрономы, и ГИБДД... да кто только не смотрит с завистью на российскую "Пчелку", которая примерно вдвое экономичнее зарубежных аналогов и в пять - восемь раз дешевле при отменном качестве. На авиасалоне МАКС (в подмосковном Жуковском) кулоновская "Пчела" вызвала невероятный ажиотаж и у публики, и у специалистов.

В ближайших планах "Кулона" - много всего интересного, связанного с новым этапом развития военно-промышленного комплекса. Правда, большинство "интересного" - темы закрытые, секретные, оборонные... Мечта шпиона, как говорится (которым на предприятии и вообще в РАСУ, по слухам, умеют противостоять, и это не шутка). Но кое о чем можно хотя бы намекнуть. Так, например, совместно с авиастроительным холдингом "Сухой" идут работы по созданию своего рода суперсамолета (у него еще и названия-то нет) с супервозможностями.

Ладно, не будем пытаться лезть в государственные тайны. Отметим принципиально важное. Еще два-три года назад большинство оборонных НИИ больше всего думали, как бы повыгоднее часть своих площадей сдать. Разговоры о новых разработках воспринимались в качестве не-оправданной, необоснованной и даже неприличной маниловщины. Теперь другое дело. Теперь директора НИИ на встречах не вздыхают и плачутся, а хвалятся новыми разработками. В общем, жив ВПК и жить будет. И "Кулон" вместе с ним....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время МН». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка