О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов: "Экипаж проявил максимальное мастерство

На вопросы ведущего радиостанции "Коммерсантъ FM" ответил президент фонда "Партнер гражданской авиации" О.Смирнов

На вопросы ведущего радиостанции "Коммерсантъ FM" ответил президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов.

- Сообщается, что самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, поврежден фюзеляж. Есть информация о пожаре. Как в таких случаях должна оказываться помощь и что представляет наибольшую опасность?

- Во-первых, этот полет уникален в своем роде и встречается довольно редко в практике эксплуатации Ту-154, когда отказали бы три двигателя. К счастью, они отказали поочередно. Сначала, после взлета из Внуково, отказал первый двигатель. Затем экипаж принял решение возвратиться на аэродром вылета и в этот момент отказал второй двигатель. На одном двигателе экипаж продолжал заход, но почему-то (в Домодедово сейчас выясняется) он принял решение садиться в Домодедово. Может быть, его туда направили. После того, как он заходил на посадку и произвел посадку в Домодедово, отказал и третий двигатель. Этот один двигатель, на котором он пилотировал полностью загруженный пассажирами (это около 160 человек плюс экипаж 9 человек) с бортпроводниками, самолет тяжелый, это и спасло всех. Все родились в рубашках, как говорится в этом случае. Экипаж проявил максимальное мастерство. Дело в том, что после посадки на первом этапе торможения, производится это торможение исключительно включением реверса авиадвигателей, когда газовые струи направляются против движения самолета. Это очень серьезно - тормозить двигателями. Но постольку, поскольку три двигателя были уже выключены и все три реверса не работали, по сути дела, на огромной скорости самолет оказался без тормозов. Он быстро проскочил взлетно-посадочную полосу. Она кончилась. Торможение колесами на такой скорости эффекта не дают. Все закончилось тем, что он столкнулся с препятствием, которое попалось после его выкатывания со взлетно-посадочной полосы, поломку фюзеляжа, и те печальные последствия: 2 погибших и 50 раненых.

- Мог ли самолет загореться в момент столкновения с препятствием или взорваться, как это произошло под Смоленском?

- Это второй случай везения, поскольку самолет был нашпигован керосином. Он только что взлетел. Отлетел он недалеко и поэтому был залит керосином, что могло очень просто привести к пожару. Но тут два обстоятельства сыграли против пожара: столкновение произошло уже в конце пробега самолета и двигатели не работали, т.е. самолет практически был обесточен, потому что все генераторы висят на роторах двигателей и работают от вращения двигателей. Самолет практически был обесточен. Это дало возможность отодвинуть эпизод от пожара.

- Сообщается, что машины скорой помощи из-за пробок не сразу добрались до места. Достаточно ли дежурных сил аэропорта для оказания помощи при таком инциденте? И какие это подразделения?

- Я думаю, что при данном количестве, которое поступило от компетентных лиц о погибших и раненых, на первое время хватит сил аэропорта, потому что аэропорт Домодедово обладает довольно значительными аварийными силами и средствами. Но скорая помощь, конечно же, необходима и медицина необходима, потому что много раненых и они требуют квалифицированной помощи.

- Господин Смирнов, известны ли вам случаи, когда самолеты совершали посадку при всех неработающих двигателях, как в этот раз?

- Это редчайший случай. Я сейчас даже не могу припомнить подобный случай, когда все три двигателя отказывали один за другим. Тут причина выяснится. Но это какое-то странное явление, когда все двигатели отказывают сразу. А как получилось так, что они поочередно отказывают, то это требует разъяснения и исследования, потому что здесь и качество керосина имеет значение и другие факторы.

- Могло ли так случиться, что самолет упал бы где-нибудь ближе к Москве, не дотянув до аэропорта?

- Нет. Если один двигатель у него продолжал работать, то этого не случится, поскольку экипажи, летающие на всех самолетах, проходят специальную теоретическую подготовку и практическую тренировку для полета на одном двигателе. Экипажи знают, как действовать, что делать и как лететь на одном двигателе, какие скорости держать, как пользоваться соответствующими средствами и т.д. поэтому я исключаю, что он мог упасть до ВПП. Как раз появилась эта палочка-выручалочка.

- Из того, что вы сказали, уточните, пожалуйста, причиной катастрофы могло ведь стать и плохое топливо? Я правильно вас понял?

- Теоретически, конечно, некачественный керосин авиационный тоже может стать причиной остановки авиадвигателя. Предположим, в каждый керосин, как один из примеров, делаются добавки, которые препятствуют его замерзанию на высоких эшелонах и у земли, если минусовая температура. Если этих добавок не будет, то образуется гуща, которая забивает фильтры и двигатели могут остановиться. Но это, так сказать, вероятная причина. Я не думаю, что это так. Комиссия расследует. Очень легко будет установить причину отказа этих двигателей. Потому что работают черные ящики. Они все записывают: все данные, все параметры и расшифровка этих самописцев сразу раскроет всю картину питания авиакеросином всех трех двигателей и картину отказа авиадвигателей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка