О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Земля-матушка спасла"

При жесткой посадке в Домодедово Ту-154 двое погибли, почти 90 пострадали

Двое погибли, почти 90 человек пострадали при жесткой посадке в Домодедово Ту-154М "Дагестанских авиалиний". Пилотам удалось в условиях низкой облачности посадить самолет с неработающими двигателями и навигацией, отключившимися на высоте в 9 километров. Коллеги летчиков говорят, что находившиеся на борту "легко отделались": если бы самолет не наткнулся на бугор, он на скорости врезался бы в бетонное заграждение - и тогда могли взорваться топливные баки.

В субботу во Внуково Саид посадил на самолет, летевший рейсом №372 в Махачкалу, брата - тот вез на родину гроб с телом родственника, умершего в Москве. Борт вылетел по расписанию, в 14.06. Через несколько часов Саид узнал, что Ту-154 "Дагестанских авиалиний" совершил аварийную посадку в Домодедово, а его брат находится в больнице. "Я весь день добиваюсь, чтобы нам вернули тело. Нужно заново делать все документы, которые остались в самолете, либо у брата в больнице. По нашим мусульманским обычаям похороны должны пройти на третий день. По обычаям мы приготовили тело, завернули в белый саван, завязали лентами, положили в цинковый гроб. Его вытащили из самолета, вскрыли, все это выбросили. Что за отношение", - говорил он корреспонденту "Газеты.Ru".

Родственники и друзья пассажиров приехали в Домодедово уже через час после ЧП, узнав о "жесткой посадке Ту-154" из теленовостей.

"Мы заподозрили, что что-то не так, минут через двадцать после вылета, когда по салону промчался бортпроводник и попросил застегнуть ремни безопасности", - рассказывает пассажир Саид Омаев.

"Паники не было. Нас просто попросили пристегнуться. Мы летели в облаках, ничего не видели. Потом резко вынырнули уже у самой земли - и почувствовали удар", - говорит он. Другой пассажир, представившийся Магомедом, добавил, что самолет "потряхивало" в воздухе, но о том, что у Ту-154 по очереди отказали двигатели, экипаж ничего не говорил.

Как позже расскажет глава Росавиации Александр Нерадько, командир экипажа Закаржа Закаржаев примерно через двадцать минут после вылета из Внуково сообщил диспетчеру, что у самолета отказал один из двигателей. Через две минуты он передал об отказе двух других турбин, генераторов и всей автоматики, в том числе навигационной системы. Самолет в это время находился на высоте чуть больше 9 километров. Пилотам предстояло вслепую сажать фактически не работающую машину со 163 пассажирами в ближайший аэропорт Домодедово (до него было 80 км). Машину вел туда диспетчер, указывавший направление полета.

Ориентироваться на огни взлетно-посадочной полосы (ВПП) пилоты не могли - облака висели над землей на высоте 180 метров, самолет фактически вынырнул на полосу из-под "молока".

"У самолета была очень большая скорость и масса - он только вылетел и не успел выработать все горючее. Огромная машина неслась по посадочной полосе", - сказал замминистра транспорта Валерий Окулов.

Ту-154 приземлился у правой зоны безопасности (так называются участки земли по обе стороны взлетно-посадочной полосы) второй ВПП Домодедово, сильно ударившись о землю. Затем пересек ВПП, попал на левую полосу безопасности и по ней понесся по направлению к бетонному забору: так как вместе с двигателями отказали и реверсы, машина осталась без тормозов.

Как говорят сотрудники аэропорта, пассажиров и членов экипажа "спас бугор". "Земля-матушка спасла прям. Это невысокий бугор на земле, полоса безопасности же неровная. Лайнер наехал на него на большой скорости", - сказал один из них.

Столкнувшись с бугром, Ту-154, который получил повреждения еще при посадке, развалился на три части. "Там месиво, как будто кто-то ногой на самолет наступил", - сказал гендиректор "Дагестанских авиалиний" Мирза Омариев.

Самолет остановился в 10 метрах от бетонного забора. Если бы машина продолжила ход и на большой скорости врезалась в ограждение, скорее всего, взорвались бы практически полные топливные баки, говорят в Домодедово: "Это чудо, что все эти пассажиры ходят по аэропорту. Кто-то в крови, кто-то перебинтованный, с переломами, у них сильный стресс, шок, но они ходят". Пилоты, обсуждая ЧП между собой, называли чудом то, что с "такими поломками" их коллеги в принципе смогли сесть. "Это они еще легко отделались", - добавляли летчики.

Эвакуация пассажиров и девятерых членов экипажа заняла примерно час. "Мы знали, что должен приземлиться самолет с поломкой и уже ждали его. В 14.36 он приземлился. Эвакуация проходила быстро. Мы вытаскивали в среднем по три человека в минуту", - сказала начальник пресс-службы Домодедово Елена Голанова.

Аварийные трапы у самолета не сработали (больше всего была повреждена передняя часть машины, где находятся отвечающие за выпуск трапов механизмы), и пассажирам
поначалу пришлось просто прыгать вниз из эвакуационных выходов.

"Кто-то прыгал с крыльев, я знаю, что несколько человек так сломали себе ноги", - рассказал один из пассажиров. По его словам, вокруг "все было в крови", а из баков на землю "хлестало топливо". Пассажиры, не получившие серьезных травм, помогали выносить раненых. Некоторые очевидцы рассказывают, что именно силами пассажиров была произведена столь быстрая эвакуация. "Наши ребята мне рассказали, что спасатели стояли рядом, пока они вытаскивали из-под сидений раненых. Нашим спасатели говорили, что должны следить за тем, чтобы самолет не взорвался. Топливо вытекало, они этого очень боялись", - рассказывает один из родственников пострадавших.

Затем пассажиров привезли в здание аэропорта. "Ужас был. Все они были в крови", - вспоминает сотрудница стойки регистрации. В больницы пострадавших доставляли более 40 машин "скорой помощи".

В аварии погибло двое - 81-летняя Роза Гаджиева, мать судьи Конституционного суда Гадиса Гаджиева, и брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов.

87 человек находятся в больницах, в том числе и двое пилотов, их состояние оценивается как средней тяжести. 22 пассажира были госпитализированы в больницу Домодедова, 18 из них находятся в реанимации. Девятерых отвезли в клинику в Видном, 31 человек лежит в московской больнице. "Из Домодедово раненых будут перевозить в Москву, когда позволит их состояние", - уточнил Окулов.

70 человек остались в аэропорту, части из них помощь оказали в медпункте Домодедово.

Примерно через два часа после посадки следователи начали опрашивать пассажиров. По словам Окулова, ведется "простая и незатейливая работа": следователи взяли у всех номера телефонов "для быстрой связи". Кроме следователей, с пережившим ЧП работают психологи Домодедова и МЧС. Многие пассажиры находятся в шоковом состоянии. "К нам лучше сейчас не подходить", - сказали корреспонденту "Газеты.Ru" две пассажирки, выходя из медпункта. Ночь клиенты "Дагестанских авиалиний" проведут в гостинице Домодедово, в Махачкалу они вылетят в 8.00 в воскресенье. Утренним рейсом в Махачкалу отправят и тела погибших, сказал "Газете.Ru" внук Гаджиевой.

Аэропорт не прекращал работу, была только на несколько часов закрыта вторая ВПП, рядом с которой произошла авария. Другие рейсы не задерживались. О катастрофе напоминали только пассажиры Ту-154, которых посетители Домодедово узнавали по перебинтованным рукам.

Сейчас в аэропорту работает оперативный штаб по расследованию ЧП, куда водят сотрудники Межгосударственного авиационного комитета, специалисты Росавиации, следователи и криминалисты Московского следственного управления на транспорте и Следственного комитета при прокуратуре России. Возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). Первые официальные версии причин ЧП власти обещают озвучить после расшифровки "черных ящиков" Ту-154.

Расшифровывать данные самописцев начнут уже ночью, уйдет на это не менее суток. Пока известно лишь, что среди версий произошедшего рассматривается короткое замыкание электропроводки.

Появившуюся в СМИ информацию о том, что во Внуково самолет возможно заправляли некачественным топливом, официальные лица не подтверждают. Окулов сказал, что после Ту-154 "Дагестанских авиалиний" из этого же бака заправляли еще два самолета, полет которых прошел без происшествий.

В авиакомпании говорят, что самолет был полностью исправен. "Полагаю, что по техническому обслуживанию никаких сомнений у нас нет, всё было четко соблюдено", - заявил гендиректор "Дагестанских авиалиний" Мирза Омариев. Ту-154 с бортовым номером 85744 был произведен в 1992 году, в 2009 году он прошел капитальный ремонт на Внуковском авиаремонтном заводе № 400. "При капитальном ремонте меняется практически все. Двигатели не меняются, но, по нашим данным, у двигателей не было выработано 70% ресурса", - сказал он. Гендиректор авиакомпании добавил также, что три недели тому назад борт 85744 был зафрахтован для доставки сборной Бельгии по футболу на товарищеский матч со сборной России в Воронеж.

Омариев отметил, что экипаж Ту-154 был "очень опытным". "Командиру 50 лет, он налетал 17 тысяч часов, в том числе более 10 тысяч на Ту-154. Второй пилот налетал на "Тушке" не менее трех тысяч часов".

Пассажиры уверены, что остались живы только благодаря действиям экипажа, пилотов они называют героями: "С такой высоты, с неработающими двигателями посадить самолет просто невозможно". Будут ли летчиков представлять к награде, решит специально созванная комиссия, сказал Омариев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка