О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На честном слове и на одном крыле

В московском аэропорту "Домодедово" днем 4 декабря совершил аварийную посадку самолет Ту-154. Экипажу чудом удалось снизиться с 9000 метров с отказавшими двигателями и неработающей системой навигации

В московском аэропорту "Домодедово" днем 4 декабря совершил аварийную посадку самолет Ту-154. Экипажу чудом удалось снизиться с 9000 метров с отказавшими двигателями и неработающей системой навигации. В результате посадки пострадали около 90 человек, погибли только два пассажира - родной брат президента Дагестана Магомедсалама Магомедова Гаджимурад и мать судьи Конституционного суда Гадиса Гаджиева - Роза Гаджиева.

Ту-154 авиакомпании South East Airlines (новое название "Авиалиний Дагестана") совершал рейс Москва - Махачкала. На борту, по данным МЧС, находилось 169 человек, в том числе 9 членов экипажа. Самолет вылетел из аэропорта Внуково в 14:06, а спустя двадцать минут после взлета пилот доложил на землю об отказавших один за другим двигателях, а также генераторе и системе навигации. К этому времени Ту-154 уже набрал высоту в 9000 метров. Экипаж принял решение об экстренной посадке; наземные службы позволили садиться в аэропорту "Домодедово", до которого было около 80 километров.

Из-за отказа бортовых систем пилотам пришлось сажать машину практически вслепую, руководствуясь только подсказками диспетчеров с земли. Ту-154 с полными баками горючего спускался с полетной высоты около десяти минут. По словам начальника пресс-службы "Домодедово" Елены Голановой, самолет сел в 14:36.

Впрочем, "сел" - слишком мягкое слово для столь жесткой посадки. Поскольку скорость снижения была слишком высокой, а облака над аэропортом висели низко, пилоты не могли ориентироваться на огни взлетно-посадочной полосы. В результате самолет, весом в сотню тонн, промахнулся мимо ВПП и ударился о так называемую зону безопасности - участок рядом с взлетно-посадочной полосой. Далее машина с отказавшими тормозами на огромной скорости пересекла полосу, а через некоторое время врезалась в небольшой бугор с другой стороны от нее. Именно это и спасло экипаж и пассажиров самолета. Если бы Ту-154 врезался в бетонный забор рядом, их участь была бы много хуже.

Столкнувшись с бугром, самолет остановился и разломился на три части. Аварийные трапы не сработали, и пассажирам пришлось спрыгивать на землю с достаточно большой высоты - некоторые из-за этого получили переломы ног. Всего же в результате аварийной посадки пострадали около 90 человек, 55 из которых понадобилась госпитализация. Погибли только двое из 169 человек, находившихся на борту. Смертельные травмы получили 50-летний Гаджимурад Магомедов - родной брат главы Дагестана, и Роза Гаджиева - 80-летняя мать судьи Конституционного суда Гадиса Гаджиева. Семьи погибших получат по 250 тысяч рублей, а пострадавшие от 30 до 100 тысяч в зависимости от степени полученных увечий, заявил президент Дагестана.

Точно о причинах катастрофы можно будет сказать только после расшифровки "черных ящиков", однако версии произошедшего уже появились. РИА Новости со ссылкой на источник в "структурах, близких к расследованию происшествия" сообщило, что следствие в качестве причин для аварийной посадки рассматривает ошибку экипажа (по сведениям источника "Интерфакса", пилоты забыли включить насос подкачки топлива), техническую неисправность самолета перед вылетом и отказ узлов и агрегатов. Перечень выглядит стандартным - именно такой список оглашают обычно после любого авиапроисшествия.

Тем не менее гендиректор "Авиалиний Дагестана" Мирза Омариев поспешил заявить, что совершившим аварийную посадку самолетом управляли опытные пилоты. Командир экипажа, по словам Омариева, налетал 17 тысяч часов, причем 10 тысяч из них именно на Ту-154, а второй пилот - "не менее трех тысяч часов". Что касается технического состояния самолета, то, как утверждает гендиректор авиакомпании, перед вылетом он прошел необходимую проверку и поломок зафиксировано не было. К тому же построенный в 1992 году Ту-154 год назад прошел капитальный ремонт.

Интересную версию выдвинул источник информагентств в правительственных кругах Дагестана: некачественное топливо. Однако замминистра транспорта РФ Валерий Окулов ее уже опроверг. По его словам, два других самолета заправляли из того же бака, что и Ту-154, и они долетели до пунктов назначения без проблем.

В любом случае окончательную причину отказа двигателей установит специальная комиссия Межгосударственного авиационного комитета. Эксперты уже приступили к расшифровке бортовых самописцев, а Московское межрегиональное управление на транспорте Следственного комитета возбудило уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта"). Президент Дмитрий Медведев находится в курсе хода расследования.

После этой аварии порадуются не только чудом выжившие пассажиры Ту-154, 41 из которых улетел утром 5 декабря дополнительным рейсом в Махачкалу, но и сборная Бельгии по футболу. Именно этим бортом футболисты летали в Воронеж выигрывать у сборной России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка