О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Экипаж включил инстинкты

Расследование крушения Ту-154 в "Домодедове" отмело отдельные версии причин катастрофы

Следственный комитет и Межгосударственный авиационный комитет (МАК) начали расследование крушения Ту-154 "Авиалиний Дагестана", разбившегося в "Домодедово" 4 декабря.

Напомним: самолет Ту-154, летевший рейсом Москва - Махачкала, совершил аварийную посадку в аэропорту "Домодедово", выкатился на 400 метров за пределы полосы и развалился на части. Два пассажира погибли - 80-летняя Роза Гаджиева, мать члена Конституционного суда Дагестана, и 49-летний Гаджимурад Магомедов, брат президента республики. Еще 87 человек, включая членов экипажа, получили травмы.

Ту-154 садился с неработающими двигателями. Первая информация, объявленная МАК: колебания в подаче топлива всех трех двигателей самолета начались на высоте около 6500 метров. На 9 тысячах метров выключились первый и третий двигатели (расположенные по бокам самолета), экипаж начал снижаться, готовясь к вынужденной посадке. Ближе к земле второй двигатель вновь начал работать нормально - и так вплоть до приземления. Причины отключения двигателей пока не известны.

Следственный комитет рассматривал среди версий крушения техническую неисправность, ошибку экипажа и некачественное топливо. Версия, связанная с некачественным топливом, отпала первой: сразу после аварии во Внуково, откуда вылетал самолет, были опечатаны емкости с керосином, специалисты топливной лаборатории ГосНИИ гражданской авиации взяли пробу топлива, но уже в понедельник вечером транспортное управление СКП разрешило распечатать емкости с керосином и использовать его для заправки других самолетов.

Все эксперты сходятся на том, что двигатели Ту-154 отключились из-за проблем с подачей топлива. Возможно, из-за обрыва трубопровода, возможно - из-за того, что топливо не содержало жидкости "И" - присадки, которая препятствует замерзанию воды в керосине. Одна из основных версий была связана с тем, что экипаж не подключил электрические центробежные насосы подкачки топлива к двигателям. "Это технически невозможно, - уверен гендиректор "Авиалиний Дагестана" Мирза Омариев. - В Ту-154 модификации "М" стоит система блокировки двигателей при выключенных насосах. Если бы они были отключены, самолет бы не взлетел".

Все эксперты отмечают хорошую работу экипажа Ту-154. "Самолет поднялся и садился с весом около 100 тонн, - говорит заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов. - При этом его максимальная посадочная масса - 80 тонн, посадить его даже с работающими двигателями было бы очень сложно. Приборы практически не работали, заходить на полосу экипажу пришлось на инстинкте и опыте. Тем не менее самолет не упал, а сел. Аварийная посадка закончилась минимальными возможными потерями".

"Это очень профессиональная работа, - согласен Омариев. - По месту посадки самолета видно: еще 3 метра - в живых никого бы не осталось".

По словам Омариева, самолет вылетал из Внукова полностью исправным. Он был выпущен в 1992 году с ресурсом, рассчитанным на 45 лет, в 2009 году прошел комплексный ремонт. Тем не менее сразу после аварии эксперты и журналисты привычно обрушились на самолеты Ту-154, якобы устаревшие морально и физически, призывая наконец запретить их полеты. При этом в самой Махачкале объясняют: заменить их невозможно.

"Мы бы рады купить "Боинги" или какие-то еще современные самолеты, но использовать их не сможем, - объясняет помощник гендиректора аэропорта Махачкалы Иосиф Лихтман. - Мы имеем право принимать Як-42, Ил-76 и "тушки". Чтобы использовать "Боинги", нужно отремонтировать взлетную полосу. Заниматься этим должно ФГУП "Администрация гражданских аэропортов", а у него нет на это средств".

P.S. "Новая газета" выражает искренние соболезнования родственникам погибших в авиакатастрофе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка