Коммерсантъ
9 декабря 2010, 10:13
"Черный ящик" остается белым пятном
Вчера уголовное дело, возбужденное по факту катастрофы самолета Ту-154М "Авиалиний Дагестана", было передано из московского транспортного в главное следственное управление СКП РФ
Следственная группа работает в аэропорту Домодедово с 4 декабря, когда произошла авария Ту-154. Детальный осмотр обломков самолета был произведен на следующий день. Повторный - в минувший вторник. В тот же вторник специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и следователи Московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУТ) СКП РФ облетели место аварии на вертолете. Причем цель полета в ведомствах "Ъ" объяснили по-разному. По данным МАКа, с воздуха производилась только зарисовка места происшествия. В ММСУТ же дали понять, что следователи в это время пытались обнаружить и недостающие вещдоки по делу.
Если параметрический и аварийные самописцы, находившиеся в хвостовой части Ту-154, изъяли в день катастрофы, то речевой самописец МАРС-БМ, фиксирующий переговоры пилотов, так и не нашли. При этом, как отмечают специалисты, поиски самописцев даже при более крупных катастрофах обычно не составляют труда. Например, все самописцы Ту-154 с польской делегацией, разбившегося в апреле этого года под Смоленском, были обнаружены довольно быстро, несмотря на то что сам самолет развалился на мелкие обломки, которые были рассеяны на большой территории.
Вчера перед передачей дела о катастрофе в Домодедово, в ММСУТ "Ъ" сказали, что, если речевой самописец не будет найден, следствие начнет проверку, по результатам которой может быть поставлен вопрос о возбуждении уголовного дела. При этом и в ММСУТ и в МАКе говорят о том, что МАРС-БМ должен был находиться на борту разбившегося самолета - а именно в технической нише под пилотской кабиной. Об этом свидетельствуют как руководство "Авиалиний Дагестана", так и документация, изъятая из офиса компании.
Следует отметить, что обычно экспертам МАКа удается выяснить причину катастрофы после расшифровки данных параметрического и аварийного самописцев, а речевой играет лишь вспомогательную роль. Однако на этот раз для полноценного расследования потребовались все три прибора.
Дело в том, что, как уже сообщалось, причиной неустойчивой работы двигателей Ту-154М по мере набора высоты стал недостаток давления в топливной магистрали машины. При этом, почему произошел этот сбой, пока не ясно. По мнению пилотов "Авиалиний Дагестана", подача топлива к двигателям могла сократиться из-за засорения топливных фильтров кристалликами льда. Напомним, что следствие еще не дало официального заключения о качестве топлива, которым был заправлен дагестанский Ту-154М в московском аэропорту Внуково, однако разрешило сотрудникам аэропорта заправлять из попавшего под подозрение резервуара другие самолеты. В компании "Авиалинии Дагестана" с этими выводами не согласились и уже заявили о том, что закажут независимую экспертизу топлива. Правда, образцы топлива им до сих пор получить не удалось.
Между тем, по другой версии, недостаток давления возник не из-за топлива, а по вине самих пилотов, которые забыли перед вылетом включить так называемые электронасосы подкачки, подающие керосин из расходного бака к двигателям. В итоге машина завелась и поднялась в воздух на вспомогательных дистанционных насосах, установленных на двигателях. На высоте, в разреженном воздухе созданного ими давления не хватило, и двигатели начали последовательно отключаться.
Подтвердить или опровергнуть второе предположение оказалось довольно сложно - дело в том, что работа электронасосов подкачки не фиксируется ни параметрическим, ни аварийным самописцем. Таким образом, следователям остается ориентироваться лишь на косвенные доказательства - переговоры пилотов, в которых они, возможно, говорят о проведении каких-то своих действий с насосами подкачки. Установить, работали ли эти приборы, можно было бы и другим способом - просто посмотрев на положение четырех тумблеров, расположенных на пульте управления уже после катастрофы. Однако заявления экспертов и даже фотографии кабины после аварии вряд ли могут стать убедительными доказательствами - ведь если рассуждать теоретически, тумблеры мог переместить в положение "выкл.", например, падающий после жесткой посадки летчик или оторвавшийся предмет.
"Я даже не знаю, где расположен в самолете этот "черный ящик" (МАРС-БМ.- "Ъ")",- сказал вчера "Ъ" командир разбившегося ТУ-154 Закаржа Закаржаев. Замгендиректора "Авиалиний Дагестана" Гаджихан Керамалиев, в свою очередь, пояснил, что МАРС-БМ штатно закреплен под кабиной пилотов и там же, скорее всего, находится сейчас. "Чтобы поднять кабину, придется перерезать электрокабели, которые эксперты сейчас "прозванивают", оценивая техническое состояние самолета",- сказал он.
"Если и есть какие-то лица, не заинтересованные в том, чтобы речевой самописец попал в руки следствия, то мы к ним не относимся",- заверил "Ъ" гендиректор "Авиалиний Дагестана" Мирза Омариев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов