Независимое военное обозрение
10 декабря 2010, 12:06
Страсти по пятому поколению
История ПАК ФА только начинается
Как все начиналось
Весьма примечательно, что решения о начале разработки истребителя пятого поколения в Советском Союзе и США были приняты практически одновременно. В 1981 году в Советском Союзе было принято постановление правительства о Целевой комплексной программе создания истребителей 90-х годов. В течение двух лет был выполнен огромный комплекс научно-исследовательских работ по формированию концепции перспективного истребителя, его оружию, двигателям, комплексу бортового оборудования, материалам и технологиям, на базе которых могли быть созданы самолеты пятого поколения. В 1983 году эта программа была утверждена решением Военно-промышленной комиссии Совета министров СССР. В том же году началась ее реализация.
Московскому машиностроительному заводу им. А.И.Микояна (сейчас это "РСК "МиГ") было выдано техническое задание на разработку предложений по самолету пятого поколения, который должен был по своим ТТХ превосходить все отечественные и зарубежные истребители, включая и перспективный американский по программе ATF. Аванпроект нашего истребителя был в основном завершен в 1985 году. Его особенность заключалось в том, что он исполнялся по двум вариантам - тяжелому многофункциональному фронтовому истребителю и истребителю ПВО, получившему название МФИ, и по легкому фронтовому истребителю - ЛФИ. То есть и в Советском Союзе, и в США не подвергалось сомнению целесообразность создания двух типоразмеров истребителя - тяжелого и легкого, применительно к летательным аппаратам не только четвертого, но и пятого поколения.
К сожалению, такое решение задачи удалось осуществить только в США. Экономические реалии России исключили какую-либо возможность получить на вооружение одновременно тяжелый и легкий истребители пятого поколения. Вполне понятно, объяснимо и оправдано предпочтение, которое было отдано проекту многоцелевого тяжелого истребителя, принимая во внимание масштабы территории нашей страны и инфраструктуру базирования сил ВВС и ПВО, что предопределяет необходимость наличия самолета с большим радиусом действия, обеспечить который с легким истребителем не представляется возможным. Важно отметить, что применительно и к России, и к США какое-либо сравнение легких и тяжелых истребителей между собой выглядит неуместно. Особенно осторожно необходимо при анализе потенциала новых создаваемых машин подходить к пониманию их рынка сбыта.
Вот некоторые выдержки из наших масс-медиа в части, касающейся соперничества в области создания истребителя пятого поколения между Россией и США. Когда речь идет об истребителе F-35, оказывается, что "экспертное сообщество все скептичнее настроено в отношении будущего самолета", "провал амбиционного направления в проектировании летательных аппаратов", "Пентагон загнал себя в порочный круг", "любые осмысленные меры понижают жизнеспособность программы JSF", "текущее положение вещей ставит F-35 в не самое выгодное положение бегуна с зафиксированным "фальстартом", "все происходящее с "Лайтнингом" начинает выглядеть началом потенциального провала американской оборонки на еще только формирующемся экспортном рынке авиасистем пятого поколении". Из всего этого делается вывод: американцы провалились, это создает шанс для нас, то есть для ПАК ФА (он же Т-50).
Теперь опустимся на грешную землю. Создание такой исключительно сложной суперсовременной системы, как истребитель пятого поколения, - дело чрезвычайно трудное, сопряженное с многочисленными рисками и беспрецедентными материальными затратами. Ведь речь идет о летательном аппарате, обладающем малой радиолокационной заметностью, высокой эффективностью поражения воздушных и наземных (морских) целей, сверхманевренностью и возможностью крейсерского полета на сверхзвуковой скорости при бесфорсажном режиме работы двигателей. По многим параметрам разработчикам таких самолетов приходилось преодолевать многочисленные технические трудности, делать новые научные и технологические открытия и прорывы. Проблемность ситуации, как правило, приводила к срыву графиков разработки самолетов и существенному удорожанию всего процесса создания истребителя пятого поколения вплоть до выхода его на серийное производство.
Из-за резкого роста стоимости программы и сокращения бюджетных ассигнований план закупок F-22 был урезан почти в четыре раза: c 750 самолетов в 1990 году до 187 в 2010 году, а в войска пока поставлено около 160 машин. Вся стоимость создания и серийного производства F-22 оценивается в 62 млрд. долл., то есть в среднем 339 млн. долл. в расчете на один серийный самолет. Сегодня "Рэптор" - это первый и пока единственный в мире серийный истребитель пятого поколения, имеющий все признаки самолетов такого типа. Реализованные в его конструкции и системах технические и технологические решения рассматриваются в США как наиболее продвинутые достижения в области создания современной военной техники. Поэтому такой самолет, уверен, не будет никогда разрешен для поставок в другие страны, даже такие, как самый близкий партнер США - Великобритания.
Конкурентов нет?
По замыслу американцев потребности мирового рынка в истребителях пятого поколения должен удовлетворить другой истребитель пятого поколения - легкий многоцелевой истребитель F-35. Он изначально спроектирован как единый истребитель для нескольких видов вооруженных сил. Его разработка ведется сразу в трех модификациях: F-35A - базовая модель для ВВС, F-35B - самолет с возможностью короткого взлета и вертикальной посадки для Корпуса морской пехоты и F-35C - самолет палубного базирования для авианосцев. По имеющимся открытым данным, вооруженные силы США планируют приобрести 2443 самолета (характерно, что в первоначальные планы, когда в 1994 году стартовала программа JSF, входило приобретение около 4000 самолетов). 1763 машины в варианте F-35А должны поступить в ВВС США, 680 - вариантов F-35B и F-35C - в Корпус морской пехоты и ВМС США.
Нет сомнений, что F-35 приобретут Королевские ВМС и ВВС Великобритании (пока идет речь о 138 машинах), ВМС и ВВС Италии (131), ВВС Турции и Австралии (по 100), Королевские ВВС Нидерландов (85), ВВС Канады (80), Норвегии (56), Дании (48). Подписан контракт на поставку 20 самолетов F-35A Израилю с опционом еще на 50 машин на общую сумму около 15 млрд. долл. США. В качестве потенциального заказчика F-35 рассматривается Сингапур (100 самолетов). Известно, что к этому истребителю проявляют интерес Индия, Бразилия, Финляндия, Испания, Греция, Южная Корея, Япония и Тайвань.
Ряд стран - участников программы JSF (официально их сегодня 8) намерен не только покупать серийные самолеты, но и участвовать в программах испытаний, а в дальнейшем и в производстве элементов конструкции и оборудования. Уже сейчас в Италии начались работы по созданию центра окончательной сборки, проверки, техобслуживания и ремонта F-35. Здесь будет осуществляться окончательная сборка истребителей, закупленных Италией и Нидерландами. Турция намеревается осуществлять сборку F-35 на своей территории на базе производств, созданных для сборки самолетов F-16, а также изготавливать части фюзеляжа, другие элементы конструкции из композитных материалов.
По оценкам серьезных экспертов, три модификации самолета F-35 (A, B, C) могут заменить к 2030 году 13 типов морально и физически устаревших самолетов в 11 странах мира. То есть американцы стремятся к тому, чтобы превзойти результаты, полученные при организации экспорта истребителей четвертого поколения F-16. Естественно, такое положение дел в обозримом будущем принесет существенный ущерб экспортному потенциалу авиационной промышленности России. Нам бы так "загнивать", а нашей оборонке быть на грани такого "потенциального провала". Прямо-таки идет на ум анекдот советских времен, когда в ходу была байка о том, "какой приятный запах у проклятого загнивающего империализма".
Проблемы и тупики
Известны проблемы, возникшие совсем недавно в эксплуатации пассажирского суперлайнера A-380, а также технические и временные сбои в испытаниях американского dream liner "Боинг-787". Следуя логике некоторых российских так называемых экспертов, можно договориться до того, что указанные проблемы с А-380 и "Боинг-787" создадут благоприятные условия для продвижения на внешний рынок наших Ту-204, Ил-96 и "Суперджет-100". Понятно, что сравнение здесь неуместно, поскольку речь идет о разного класса машинах. Точно так же неуместно сравнивать F-35 и Т-50 (ПАК ФА) по предназначению, боевым возможностям, оперативному применению и тем более по экспортному потенциалу.
И не вина, а беда наших оборонщиков в том, что они не смогли добиться паритета в соревновании с американцами в области создания истребителя пятого поколения. Они и без того, можно с совершенной уверенностью утверждать, совершили подвиг, обеспечив нашим спецэкспортерам годовой объем поставок на уровне 10 млрд. долл. США и портфель заказов более 30 млрд.
В любом случае, анализируя состояние дел у наших бывших потенциальных противников, а теперь конкурентов (некоторые называют их даже партнерами), не следует скатываться на позицию злопыхательства по принципу, "если у соседа издохла любимая собака, то мне хорошо". Нам нужна взвешенная и достоверная информация о том, что и как делается в ВПК США, Канады, стран Евросоюза, Японии, Австралии и Китая, для того чтобы извлекать уроки из их достижений, просчетов, ошибок и неудач, чтобы делать для себя необходимые выводы. Это будет достойная позиция достойных людей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Алан Лушников: "Калашников" разработал новый ударный беспилотник "КУБ-10Э"