О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Чего его к нам сейчас гнать?"

Обнародованы разговоры диспетчеров, сажавших польский Ту-154

МАК выложил полную расшифровку переговоров диспетчеров аэродрома Смоленск-Северный. Из записи видно, что погода на аэродроме резко ухудшилась примерно в 9.30, до этого тумана метеослужба не прогнозировала. Прямой связи с Москвой, которая вела президентский борт 101, у Смоленска-Северного не было, связь обеспечивали диспетчеры соседних аэродромов. До 10.21 в Смоленске-Северном полагали, что Ту-154 уйдет на запасной аэродром из-за сложных метеоусловий.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) выложил записи переговоров диспетчеров аэродрома Смоленск-Северный. Расшифровки были опубликованы на сайте МАКа через несколько часов после того, как Польша обнародовала доклад по итогам расследования катастрофы. Польская правительственная комиссия пришла к выводу, что диспетчеры аэродрома Смоленск-Северный не проинформировали экипаж Ту-154 о том, что самолет отклонился от курса, не дали полной информации о плохих погодных условиях и не сообщили о запасных аэродромах.

В 9.20 полковник Краснокутский доложил, что на аэродроме сел уже польский Як-40 с делегацией польских журналистов, ожидается прибытие российского Ил-76, а "в 10.30 посадка основного президента".

При этом диспетчер Плюснин в 8.58 докладывал, что видимость - "дымка 4 км". Уже через десять минут он сообщил, что "видимость ухудшается, дымка 1500 км". Поступила команда поднять прожекторы аэродрома выше на несколько градусов. С аэродромом пилот Як-40 общался на русском и английском языках, впрочем, диспетчер жаловался руководству, что пилот не сразу понимает его команды. Также диспетчер жаловался на "оцепление аэродрома". По его словам, "бойцы" все время оказывались на взлетно-посадочной полосе. Польская сторона заявляла, что экипажу Як-40 пришлось выполнять посадку самостоятельно, и что аэродром даже не дал официального разрешения на снижение. Хотя в 9.11.42 на расшифровке Плюснин на запрос борта 031 ответил: "Разрешил". Як-40 пришлось сажать уже в сложных для Смоленска-Северного метеоусловиях.

"Никто тумана не обещал, и утром все нормально, вот сейчас, в 9 часов, и затянуло, - докладывает центру Краснокутский. - Ну нормально он зашел, сработали хорошо, я думал, честно говоря, на второй круг придется. Ну в принципе и все, и я думаю, в 10.30, во всяком случае, хуже быть не должно".

Но погода дальше только ухудшалась, туман сгущался, и Ил-76 в Смоленске-Северном сесть уже не смог.

Самолет ушел на второй круг, но в итоге полетел во Внуково. "Надо полякам сказать, какой для них, бл**, вылет, ну глянь, вот уже этот…", - говорит Плюснину Краснокутский. Диспетчеру из центра полковник поясняет, что запретить вылет польскому борту не может, потому что международный борт "летит сам". Напомним, что польская сторона обвинила Краснокутского в том, что он предоставил летчикам президентского Ту-154 самим решать вопрос с посадкой и что на него якобы оказывалось давление из Москвы.

Как видно из записей разговоров диспетчеров друг с другом и пилотом, польский борт 101 фактически до последнего момента действительно вела Москва. До примерно 9.40 полковник Краснокутский полагал, что туман может развеяться, потому что "идет волнами".

Но уже в 9.40 он доложил, что "ни с того ни с сего все понесло" и польскому борту надо искать запасной аэродром.

"Контрольный заход-то он сделает, но ниже минимума аэропорта я его снижать не могу", - говорит начальник контрольной вышки аэропорта. Метеослужба сообщила, что туман продлится еще минимум час, новый прогноз служба согласовала с Москвой. В 9.53, после того как Ил-76 ушел в итоге во Внуково, диспетчер Плюснин сообщил, что "нужно как-то выйти на главный центр": "Чтобы основному поляку передали, во-первых, чтобы он был готов к уходу на запасной, вот уточнить, сколько у него топлива, потому что он по-русски практически не понимает". Через полторы минуты Плюснин доложил, что "главный центр в курсе, что у нас погоды нет, и они будут свое решение принимать - возможно, сразу во Внуково уйдет".

О том, что на аэродроме якобы видимость 800 метров непосредственно экипажу, как утверждает польская сторона, не сообщалось. В разговоре с коллегой Плюснин сообщил, что о видимости 80 на 800 сообщает метеослужба. "Я от нашего метео х**ю", - добавляет он. Погоду у Смоленска запрашивает совершающий рядом рейс российский борт 331: его узнать данные "попросила Москва". Плюснин в 10.10 сообщает, что видимость на Смоленске-Северном не более 400 метров, "пока условий для приема нет". В 10.13 слышно, как диспетчер говорит, что, по его мнению, "заводить сюда поляков не имеет смысла". При этом Плюснин подчеркивает, что пока не может видеть борт 101, скорее всего, он находится в минской зоне, отправили ли борт на запасной аэродром, он не знает.

О том, что президентский Ту-154 точно будет приземляться в Смоленске-Северном, диспетчер узнает в 10.21: "Так, секундочку, к нам идет, что-ли? Е* твою мать, понятно".

Диспетчеры аэродрома пытаются передать борт в другое место посадки, но, как говорит Плюснин, "все отпихиваются". "Им надо как-то передать, пока они работают нормально, блин, что у нас туман, видимость менее 400 , чего его к нам сейчас гнать? Если он русский еще не знает, то это будет вообще", - просит передать соседний аэродром диспетчер Москве, с которой напрямую у Смоленска-Северного связи нет.

Польский борт связался первый раз с аэродромом в 10.23, на русском языке. КВС доложил, что у них осталось 11 тонн топлива и что им предлагают запасные аэродромы Витебск и Минск. Капитан Аркадиуш Протасюк получает еще раз данные о погоде и говорит, что самолет будет пробовать посадку и в случае неудачи заходить на второй круг. Плюснин еще раз говорит уже начальнику, что сажать борт в Смоленске-Северном нельзя, на что Краснокутский отвечает, что это "его решение, он решает сам". КВС сообщают, что он находится на курсе глиссады (хотя к тому времени, как сообщалось ранее, Ту-154 от него отклонился). Пока самолет завершает первый круг, диспетчеры пытаются узнать погоду на соседнем аэродроме "Южный" и выясняют, что улучшений нет. "Ты, главное, дай ему второй круг. Значит, на второй круг и все. А там дальше - сам принял решение, пусть сам и решает. В 10.40.34 Протасюк сказал Плюснину, что включил фары. Это было последнее сообщение президентского борта. В 10.41.02 Плюснин скомандовал борту уходить на второй круг. Ответа он уже не получил....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка