О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"При видимости 200 метров Ту-154 может сесть только на аэродромах со спецсредствами"

Польский Ту-154 не смог бы приземлиться на аэродроме Северный при видимости в 200 метров, о которой сообщали диспетчеры

Польский Ту-154 не смог бы приземлиться на аэродроме Северный при видимости в 200 метров, о которой сообщали диспетчеры, рассказал в интервью GZT.RU летчик-испытатель Магомед Толбоев. Метеосводки, переданные диспетчерам, могли отличаться от реальной обстановки, и это, по словам эксперта, является распространенной ситуацией.

Заслуженный летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Магомед Толбоев в интервью GZT.RU прокомментировал содержание записей переговоров диспетчеров на аэродроме Северный в день катастрофы Ту-154 президента Польши Леха Качиньского.

GZT.RU: Из обнародованных записей следует, что смоленские диспетчеры неоднократно пытались добиться того, чтобы экипажу польского Ту-154 сообщили о сильном тумане в Северном и посоветовали сразу лететь на запасной аэродром. Не странно ли то, что просьбы аэродрома были проигнорированы?

М.Т.: Дело в том, что организация полета всегда идет по наземным каналам. Борт связывается воздушной зоной и получает информацию об обстановке после того, как он входит в эту воздушную зону из зоны движения. Но это техническая информация.

GZT.RU: Уже после того, как Ту-154 начал готовиться к посадке в Северном, диспетчеры получили сводку погоды, которую они назвали "невменяемой". Так, согласно их переговорам, метеослужба сообщала о видимости в 800 метров, тогда как сами они оценивали ее всего лишь в 200-300 метров. Насколько нормальна ситуация, когда данные в метеосводке столь значительно расходятся с реальной обстановкой?

М.Т.: Это распространенная ситуация. Против Бога еще никто не придумал приема. Погода может измениться очень резко, буквально в течение 10-15 минут. А туман образуется из-за перепада температуры. И для того, чтобы началось природное образование тумана, который будет стелиться по полосе, достаточно перепада всего в 0,2 градуса. Мы это знаем, потому что у нас в Жуковке так происходит.

GZT.RU: Согласно последним репликам диспетчеров, в последние минуты перед крушением самолета они оценивали видимость на аэродроме менее чем в 200 метров. Достаточно ли этого для посадки Ту-154?

М.Т.: Ту-154 может сесть при таких условиях, но только на аэродромах, оборудованных специальными наземными средствами. Это возможно в Домодедово, Внуково, Шереметьево… Но не в Северном! Он не сертифицирован на такие условия. Это военный аэродром, и по классификации у него нижний край для посадки— 100 м, а видимость— 1 тыс. м. Военные аэродромы не предназначены для приема первых бортов или других пассажирских самолетов при минимальных условиях третьей категории ИКАО. Такое не только у нас — и американские базы, и английские— все они сертифицированы именно на такие условия".

В целом, Магомед Тобоев приветствовал обнародование переговоров диспетчеров аэродрома Северный.

"Раньше, когда наши не отдали польской комиссии записи диспетчеров, я говорил, что это нонсенс. Но сейчас они решили этот вопрос исправить. И молодцы",— сказал он.

"Нельзя его здесь сажать"

Записи переговоров диспетчеров смоленского аэродрома Северный, предшествовавших катастрофе самолета польского президента, были обнародованы Международным авиационным комитетом (МАК) 18 января. Такие беспрецедентные меры были приняты в связи с появившимися в СМИ сообщениями об опубликовании польской стороной записей разговоров диспетчеров.


Из обнародованных записей можно сделать вывод, что погода на аэродроме 10 апреля 2010 года, в день авиакатастрофы, ухудшилась очень резко и непредсказуемо вопреки сделанным накануне прогнозам синоптиков. Так, в 8.55 диспетчеры сообщили готовящемуся к посадке экипажу польского Як-40 о том, что видимость составляет 4 км. Спустя всего 20 минут руководитель группы диспетчеров Северного полковник Николай Краснокутский позвонил начальству и сообщил, что аэродром "раз и затянуло". Краснокутский оценил фактическую видимость в 1,2 тыс. м.

После этого диспетчеры начали пытаться добиться того, чтобы экипажу польского Ту-154, на котором должна была вылететь основная часть польской делегации, передали информацию о плохих метеоусловиях в Северном и посоветовали сразу лететь на запасной аэродром.

В 9.40 Краснокутский позвонил дежурному и сообщил, что видимость составляет уже менее 500 м, но в ответ узнал, что польский Ту-154 уже вылетел. Около 10.25, когда польский Ту вышел на связь с аэродромом, руководитель полетов Северного Павел Плюснин сообщил полякам, что "условий для приема нет".

После этого диспетчеры получили новые данные от метеослужбы, которые они назвали "невменяемыми": в переданной им сводке была указана видимость 800 м, тогда как сами диспетчеры оценивали ее в 200-300 м.

В это время польский Ту-154 начал заходить на посадку. Приземлиться с первой попытки экипажу не удалось, и самолет ушел на второй круг. После этого связь с польским самолетом была потеряна....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка