О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Гадюки", наследницы "Кобр"

Семейство американских винтокрылых машин "Кобра", ранее покинувшее армейскую авиацию, остается служить в Корпусе морской пехоты. Новая версия ударного AH-1 одобрена и будет приниматься на вооружение

Семейство американских винтокрылых машин "Кобра", ранее покинувшее армейскую авиацию, остается служить в Корпусе морской пехоты. Новая версия ударного AH-1 одобрена и будет приниматься на вооружение.

В наступившем десятилетии этим вертолетам исполнится 50 лет. Совершив свой первый полет в 1967-м, трудяга геликоптер огневой поддержки AH-1 Cobra по-прежнему остается в строю. Сухопутные войска США уже отказались от него в пользу более "продвинутого" AH-64 Apache, а вот американские морпехи, полюбившие эту машину, ставят на вооружение новую ее модификацию - AH-1Z Viper ("Гадюка"), также получившую кличку Zulu Cobra (за букву, обозначающую модификацию).

Тяжелее, но эффективнее

Разработка "Гадюк", тогда еще носивших прозвище KingCobra, началась в 1996 году, когда Корпус морской пехоты принял программу модернизации вертолетного парка. Она предусматривала замену 180 винтокрылов AH-1W SuperCobra на AH-1Z (закупкой новых машин или переделкой имеющихся), а около сотни многоцелевых геликоптеров UH-1N - на UH-1Y Venom. Первый полет "Гадюка" совершила в декабре 2000 года и затем в течение десяти лет ее постепенно доводили до ума, пока наконец в декабре 2010-го руководство морпехов не решило окончательно принять вертолет на вооружение.

Масса винтокрыла изрядно возросла (8390 килограммов максимального взлетного веса против 6690 килограммов у "Суперкобры"). Во многом именно поэтому основным конструктивным отличием "Вайперов" является новый четырехлопастной композитный несущий винт, сменивший традиционного для семейства машин "Хью" двухлопастного предшественника, - тот исчерпал свои возможности для поддержания в воздухе все более тяжелеющих "Кобр". Также четырехлопастным стал и хвостовой винт. Полностью переведена на современную элементную базу авионика: аналоговые полетные приборы "Суперкобр" уступили место интегрированному комплексу управления с двумя многофункциональными жидкокристаллическими дисплеями в каждой кабине.

С точки зрения тактических возможностей "Гадюки" отличаются от "Суперкобр" почти трехкратно увеличенным боевым радиусом (200 километров против 70) и возросшей скоростью. Состав собственно бортового вооружения практически не поменялся: те же "Хеллфайры", "Гидры", "Сайдармы" и "Сайдвиндеры". Однако новая прицельная система позволяет селектировать цели на дистанциях, превышающих радиус применения бортового оружия. Заодно радикально упростилось использование управляемых ракет - летчики "Суперкобр" постоянно жаловались на необходимость переключать для запуска "Хеллфайров" полсотни тумблеров в нужной последовательности.

Кроме того, на "Вайперов" установили-таки инфракрасную систему обзора передней полусферы FLIR, подобную той, которой оснащен AH-64 Apache. В свое время одной из основных претензий к "Суперкобрам" было отсутствие подобного оборудования. Добавился и нашлемный комплекс целеуказания Top Owl корпорации Thales, позволяющий выполнять боевые задачи в сложных погодных условиях, а также ночью.

В данный момент Корпус морской пехоты уже получил 11 таких вертолетов. Всего же к 2021 году командование Корпуса морской пехоты планирует иметь 189 "Гадюк": 58 новых винтокрылов плюс 131 переоборудованную и переоснащенную машину AH-1W SuperCobra из числа имеющихся в авиации КМП. Стоимость всей программы модернизации почти трех сотен "Суперкобр" и "Хью", а также закупок новых геликоптеров морпехами и ВМС США превысит 12 миллиардов долларов.

Что характерно, не забыт и принцип производственной экономии. Корпусные системы, БРЭО и двигательная установка "Гадюк" на 84 процента совместимы с уже упоминавшимися новейшими вертолетами боевого обеспечения UH-1Y, что значительно упростит техническое обслуживание.

Нужда заставила

Вопрос с непосредственной авиационной поддержкой у КМП стоит достаточно остро. Первоначально планировалось к 2010 году заменить часть выбывающих штурмовиков AV-8B Harrier II на разрабатываемые многоцелевые истребители F-35B Lightning II с укороченным взлетом и посадкой. Однако затягивание сроков сдачи "молнии пятого поколения" и значительное удорожание ее разработки фактически лишают американскую морскую пехоту помощи ударами с воздуха. Неспешность замены "Харриеров" на новые машины (осторожно предполагают, что она начнется в 2013 году) возлагает на вертолеты КМП повышенную нагрузку.

В связи с этим модернизация "Суперкобр" до "Гадюк" помимо очевидного повышения боевых возможностей вертолетов огневой поддержки может рассматриваться как паллиативный выход из складывающегося тупика. Увеличенная дальность, радикально переработанная авионика и интегрированные системы управления вооружением позволят эффективнее подавлять противника, когда морские пехотинцы вступают с ним в непосредственное соприкосновение.

Тенденция к вымыванию из линейного состава старых образцов авиационной техники, хорошо заметная в 90 и 2000-е годы, парадоксальным образом не касается некоторых машин. Безальтернативно, к примеру, служит бомбардировщик B-52. Простые, привычные и надежные "Кобры" тоже стали таким оружием. Получив новые "глаза" и "уши", эти винтокрылы будут вполне готовы перевалить на шестой десяток беспорочной службы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка