Коммерсантъ
28 января 2011, 10:49
Формула борьбы
Очередной теракт в России, унесший жизни большого числа людей, заставил многих задуматься над тем, почему в других странах, переживших аналогичные трагедии, - США, Великобритании, Испании, Израиле - ничего подобного больше не происходит
Через день после теракта в аэропорту Домодедово на сайте американской газеты Washington Post состоялось онлайн-интервью с одним из ведущих экспертов по безопасности - Брайаном Майклом Дженкинсом из Rand Corporation. Читатели первым делом поинтересовались у эксперта, что он думает о работе российских спецслужб, не сумевших предотвратить трагедию. "Безопасность российских аэропортов не раз вызывала критику наблюдателей. Она несколько улучшилась, но во многих аспектах остается условной", - ответил эксперт.
Тогда его спросили: мог бы такой теракт произойти в США? "Да, - ответил господин Дженкинс, и пояснил: - Взрыв произошел вне стерильной зоны аэропорта. То же самое могло бы произойти и в США. Наши правоохранительные органы тоже концентрируются на предотвращении попадания оружия и бомб на борт самолетов, а не на защите аэропортов".
Читатели явно остались не удовлетворены таким ответом и продолжали настаивать: мог бы или нет? Эксперт повторил: да, запросто. Однако и в беседе с корреспондентом "Ъ" он так и не смог дать однозначного ответа на вопрос: если мог, то почему не произошел? И почему в России крупные теракты происходят с завидной регулярностью, а в США за последние десять лет в результате терактов погибло лишь 14 человек (причем 13 из них в результате стрельбы на базе Форт-Худ в 2009 году)?
В последнем выпуске журнала Foreign Policy, в статье, посвященной грядущей годовщине теракта 11 сентября 2001 года, тот же вопрос был задан 65 ведущим мировым экспертам по борьбе с терроризмом. 29% из них ответили: "США повезло".
Действительно, если посмотреть на последние попытки терактов на территории США, доля везения в том, что они не состоялись, есть. В декабре 2009 года связанный с "Аль-Каидой" 25-летний нигериец Умар Фарук Абдулмуталлаб смог пронести на борт лайнера, следовавшего рейсом Амстердам-Детройт, крайне опасное взрывчатое вещество, которого при успешной детонации хватило бы, чтобы проделать дыру в фюзеляже самолета. Взрывчатку террорист спрятал в трусах. Привести бомбу в действие он, однако, не смог. Вещество не взорвалось, а загорелось. Это заметили другие пассажиры, которые обезвредили горе-террориста и потушили огонь.
1 мая 2010 года 30-летний американец пакистанского происхождения Фейсал Шахзад попытался привести в действие самодельное устройство в самом многолюдном месте Нью-Йорка - на Таймс-сквер. Его внедорожник Nissan Pathfinder, начиненный баллонами с пропаном, канистрами с бензином, мешками с удобрениями, фейерверками и часовым механизмом, не взорвался лишь из-за неумелых действий террориста и бдительности уличного торговца, заметившего дым и незамедлительно проинформировавшего об этом полицейских.
После этих едва не состоявшихся терактов американские спецслужбы не критиковал только ленивый. Больше всех досталось главе министерства внутренней безопасности Джанет Наполитано, заявившей, что случай с Абдулмуталлабом свидетельствует об их успешной работе.
Однако многие эксперты по борьбе с терроризмом высказались в поддержку министра. Одним из тех, кто заявил, что лишь везением несостоявшийся теракт в небе над Детройтом не объяснить, был признанный эксперт в области авиационной безопасности Брус Шнайер. "Если бы меры по сканированию авиапассажиров, принятые США и странами Европы после 2001 года, были бы не столь жесткими, Абдулмуталлабу не пришлось бы мастерить столь изощренную, но не безопасную бомбу. Ему не пришлось бы в качестве детонатора использовать кислоту, заправленную в шприц, проводить 20 минут в туалете и поджигать трусы. И если бы всех пассажиров не учили по сто раз на день, как вести себя в случае угрозы, вряд ли бы его удалось так быстро обезвредить", - заявил эксперт.
Аналогичные аргументы специалисты приводили и в случае с террористом с Таймс-сквер. Мол, если бы террористические организации могли обойти эшелоны защиты, разработанные американскими спецслужбами после 2001 года, им не пришлось бы полагаться на неопытных любителей-одиночек. И уж точно нельзя ссылаться только на везение в истории с серией несостоявшихся терактов в Великобритании в 2007 году, когда британской полиции (на которую тоже обрушилось немало критики после взрывов на общественном транспорте в 2005 году) удалось обнаружить и обезвредить в центре Лондона два заминированных автомобиля, а на следующий день предотвратить гибель людей, когда горящий джип врезался в здание аэропорта в Глазго.
Пожалуй, лучше всех о том, что теракты предотвращаются не благодаря случайностям, а в результате целенаправленных усилий властей и силовых ведомств, знают в Израиле. С 1993 по 2002 год от терактов в этой стране погибли около 1200 мирных граждан и более 800 человек пострадали. В худшие времена в израильских городах ежегодно происходило более ста взрывов с участием террористов-смертников. Но с середины 1990-х годов силовые структуры Израиля подверглись колоссальному реформированию. Спецслужбы, армия, полиция и пограничные службы научились координировать свою деятельность. Большие средства были инвестированы в разработку новейших технологий безопасности и противодействия терроризму, Израиль стал одним из мировых лидеров по их экспорту. В результате в 2008-2010 годах террористам удалось провести лишь по одному теракту в год.
Джеймс Форест, возглавлявший в 2001-2010 годах отдел исследований терроризма в Американской военной академии в Вест-Пойнте, признает, что американским экспертам часто задают вопрос, почему в стране с 2001 года не было мегатерактов. В беседе с корреспондентом "Ъ" (интервью см. на сайте www.kommersant.ru) господин Форест ответил на этот вопрос почти теми же словами, что и президент Дмитрий Медведев в Давосе: "К сожалению, сегодня ни одно государство в мире не застраховано от террора. Реальность такова, что террористический акт, подобный тому, что мы только что, не в первый раз, к сожалению, пережили в России, может произойти в любой момент и в любой точке мира. Нет универсальных рецептов борьбы с этим злом".
"Волшебной формулы, общего рецепта успеха в эффективной борьбе с терроризмом не существует", - вторит российскому президенту Джеймс Форест. Вместе с тем, по его словам, существует несколько главных элементов, которые присутствуют в любой успешной антитеррористической работе. Это - эффективный сбор разведданных и их анализ на местном и федеральном уровне; ограничение финансовых сетей террористов и передвижения нелегальных средств; прозрачные правоохранительная деятельность и судебная система, которые пользуются доверием общества; способные руководители страны и их продуманная политика; привлечение местных сообществ и лидеров религиозных объединений; понимание идеологии террористов и того, почему она находит поддержку отдельных людей. "Использоваться должны все ресурсы страны: дипломатическая, информационная, военная, экономическая, финансовая, разведывательная и правоохранительная деятельность - все являются важными компонентами антитеррористической стратегии", - подытожил эксперт.
При этом все опрошенные "Ъ" иностранные эксперты сходятся во мнении, что худшее, что сейчас могут сделать российские власти, это искать козлов отпущения для успокоения общественности. "Реакционный подход к терроризму, когда акцент делается на том, кто виноват, - абсолютно неправильный", - убежден Джеймс Форест. А другой эксперт, Брус Шнайер, уточняет, что это самый легкий, но наименее эффективный путь. И добавляет: "К большому сожалению политиков, те меры безопасности, которые на самом деле работают, по большей части невидимы для общества"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 27, 2024
Аэрофлот совместно с Народным фронтом организовали отправку новогодних подарков в приграничные районы
Декабрь 27, 2024
Аэрофлот обновляет меню в классе Бизнес
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации