О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Опыт аэропорта им. Бен-Гуриона не подходит большим странам

Израильский аэропорт имени Бен-Гуриона считается одним из самых безопасных, но его опыт не слишком подходит для больших стран

Израильский аэропорт имени Бен-Гуриона считается одним из самых безопасных, но его опыт не слишком подходит для больших стран. Об этом говорят местные эксперты в сфере безопасности, комментируя террористический акт в московском аэропорту "Домодедово".

Собственно, этот факт признала министр национальной безопасности США Джанет Наполитано, недавно побывавшая в Израиле и ознакомившаяся с системой охраны в главных воздушных воротах страны. Она, в частности, отметила, что в основе израильской схемы лежит так называемый "профайлинг" - отслеживание подозрительного поведения пассажиров и посетителей, что "эффективно только в случае такой небольшой страны, как Израиль, в которой есть лишь один крупный международный аэропорт". По словам министра, "это невозможно в США, где имеются 450 крупных аэропортов".

Система "профайлинга" заключается в том, что мониторинг посетителей начинается уже на подъезде к аэропорту, который представляет вместе с подъездными дорогами, технической территорией, ангарами, главными и вспомогательными зданиями огороженную и охраняемую зону. На подъезде к этой зоне все автомобиле проезжают через КПП, на котором фиксируется и "пробивается" через компьютер его регистрационный номер, а вооруженная охрана при подъезде к шлагбауму изучает всех сидящих в машине.

После "первого знакомства" до пассажирского терминала от КПП нужно проехать еще несколько километров по изобилующей крутыми поворотами дороге. Вся эта зона просматривается многочисленными камерами. Кроме того, в отличие от многих других аэропортов в зале вылета к регистрационной стойке авиакомпании невозможно пройти без предварительного собеседования с офицером безопасности, который задает уйму "занудных и никчемных" вопросов - нередко по несколько раз. Однако именно эта раздражающая многих туристов процедура и является фундаментом "профайлинга", поскольку на основе этой встречи офицер определяет степень неадекватности и нервозности пассажира, присваивая ему ту или иную степень подозрительности. При этом беседа с офицером безопасности - процедура неминуемая даже для высокопоставленных пассажиров: здесь нет отдельных залов или проходов для ВИП-персон.

В зависимости от цвета наклейки, которой помечается багаж и паспорт пассажира, проводятся и дальнейшие проверки - от досмотра багажа до личного контроля. Случается и так, что привлекший внимание охраны пассажир едва успевает к "отъезжающему трапу". Кроме того, и зал для вылетающих, и зал для встречающих сделаны гораздо более просторными, чем в других аэропортах и спроектированы так, чтобы возможный взрыв не привел к поражению от битых стекол или других архитектурных "излишеств". Вдобавок это облегчает визуальный контроль за посетителями со стороны многочисленных сотрудников охраны, расположенных на разных уровнях.

В то же время, израильские эксперты признают, что зал прилета имеет несколько меньшую защищенность - на входе дежурит лишь один сотрудник безопасности, изредка проводящий досмотр вещей и предлагающий пассажирам пройти через рамку металлодетектора. Он также ориентируется, прежде всего, на оценку поведения посетителей, кроме того, есть расчет на бдительность граждан, которая в Израиле не является пустым понятием.

В целом, израильский опыт в этой сфере весьма специфичен, отмечает экс- директор службы безопасности аэропорта им. Бен-Гуриона Рафаэль Рон. В интервью изданию IzRus, он сказал, что "израильский опыт нельзя полностью использовать в России, так как это потребует слишком масштабных изменений". "Профайлинг" разработан исключительно под израильские условия и вряд ли может быть применен в другом месте, - считает он. - При обсуждении ситуации с терактом в "Домодедово" бессмысленно упоминать "профайлинг", потому что это часть метода по обеспечению безопасности пассажиров, а трагедия в "Домодедово" произошла в зоне прилета, где нет пункта, где бы проходила проверка прибывающих на территорию терминала людей". К примеру, в Бен-Гурионе прибывающих людей незаметно сопровождают более 700 камер наблюдения, и можно только догадываться, сколько задействовано сотрудников безопасности. Показательно, что недавно установленный в Бен-Гурионе "раздевающий" сканер используется отнюдь не сотрудниками служб безопасности, а таможенниками.

По данным экс-главы разведки "Моссад" Дани Ятома, Израиль ежегодно тратит более 2,5 млрд долларов на защиту объектов от нападений террористов. Охранная деятельность здесь является "отдельной отраслью народного хозяйства", включающей "комплекс законов и регулирующих актов, отлаженную систему взаимодействия разных звеньев, не ограничивающих при этом рядовых граждан в демократических свободах". Но начинаться борьба с террором должна "с разведки, с серьезной агентурной работы, с установления постоянной слежки и за рядовыми боевиками, и за их командирами", считает Ятом. "Девять из десяти террористов мы задерживаем еще до того, как они выходят "на дело", а оставшегося должны нейтрализовать охранники, вооруженные самыми современными технологиями", - пояснил он.

При этом, система тотальной безопасности действует в Израиле повсеместно - на входе в любой крупный магазин, общественное, образовательное или государственное учреждение обязательно дежурит вооруженная охрана с металлодетектором. В то же время, пока остаются фантастикой истории о том, что в каждом израильском автобусе стоит химический анализатор - такие системы только разрабатываются и очень дорого стоят. Вызвала недоумение израильских экспертов и версия о "палестинской каменной бомбе", якобы примененной в "Домодедово". Местные военные специалисты отмечают, что в большинстве терактов, совершенных палестинскими боевиками, использовались "пояса шахида" и другие устройства с обычной металлической "начинкой" - шурупами, гвоздями, обрывками проволоки и т.д. А поражающие элементы из гранитной крошки и щебня применялись в различных частях планеты и не имеют "палестинской специфики"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка