Slon.ru
28 января 2011, 15:16
Теракт в "Домодедово": от частного - к общему
Вместо 100%-ного досмотра в аэропортах нужен разумный компромисс между безопасностью, комфортом пассажира и расходами
Конечно, этот сюжет в очередной раз показывает, что для общества трагедии длятся неделю, пока о событии пишут на первых полосах газет, а в каждом выпуске теленовостей ведущие сгущают краски. Потом девять дней, как некий рубеж, за которым пострадавшие, потерявшие родных и близких, остаются наедине с проблемой. Ну, и немногие чиновники, которые не успели в сжатые сроки отписаться по инстанции наверх о проделанной работе.
Конечно, у нас очень много дел, и гонку со временем мы проигрываем все более стремительно. Но когда речь идет о предотвращении будущих жертв, а они обязательно будут, если мы ничего не изменим, стоит остановиться. Не на мгновение - хотя бы на полтора-два месяца, чтобы все осмыслить, оценить и изложить в виде конкретных рекомендаций.
Впрочем, в соответствии с заголовком, проследим за дискуссиями и перейдем к частному: кто должен был предотвратить теракт в "Домодедово"? Судя по реакции властей, главная проблема состоит в том, что на входе в аэропорт не было работающей рамки. Иначе злоумышленники при проверке испугались бы и сдались доблестным сотрудникам милиции и охраны в "Домодедово". Возможно, наличие этого барьера отпугнуло бы злодеев и заставило бы их поверить в тщетность нанесения удара по мирным авиапутешественникам. Но я полагаю, что взрыв можно осуществить на привокзальной площади, в маршрутке, в электричке - и жертв будет так же много. А можно досконально изучить работу служб безопасности и найти лазейку в системе охраны, к примеру, применить отравляющие вещества, на которые не реагирует детектор металла. Обходных путей для нанесения удара множество, и изощренный ум обязательно найдет их.
Тут самое время немного обобщить. Террориста-одиночку сложно выследить путем агентурной работы: он ни с кем не делится своими зловещими планами. Но он - эдакий Раскольников - с высокой степенью вероятности выдает себя сам. И именно в таком случае его можно вычислить в аэропорту, на привокзальной площади, то есть непосредственно в том месте, где он может привести в действие адскую машину. А хорошо организованную группу на последнем этапе уже не остановить: слишком хорошо просчитаны все возможные варианты. Зато, без сомнения, чем больше людей посвящено в план, тем больше вероятность, что тайное станет явным до того, как произойдет трагедия. Вывод, который из этого следует: на каждую угрозу должно быть свое противодействие. И делать поспешные выводы о том, что виноваты люди в той или иной униформе (милицейской или ЧОПовской), не стоит.
Еще одно обобщение касается контроля в аэропортах. Сегодня система работает по простому и бесчеловечному принципу. Все, кто приезжает в аэропорт, - это безымянные убийцы, террористы, или как минимум - контрабандисты, если аэропорт международный. Затем, проходя спецконтроль, пассажиры как бы очищаются: обретают доброе имя, снимают с себя подозрения в подготовке злодеяний и на входе в самолет становятся законопослушными гражданами. Стопроцентный контроль на каждом шагу - клиент вошел в аэропорт, проследовал к эскалатору, зашел в кафе, купил газету и четыре раза показал свой паспорт, три раза разделся по пояс и разок прошел через сканер - это реальность, если отдать ситуацию на откуп спецслужбам. Особенно с учетом того, что некоторые высокопоставленные полковники сертифицируют досмотровое оборудование, проводят тендеры по выбору комплексных систем безопасности и вообще активно вовлечены в процесс закупки дорогостоящего "железа". Но в современном информационном сообществе постоянному досмотру есть альтернатива - сбор и анализ сведений о человеке, потому что уже очень скоро человек будет неотделим от информации о себе так же, как он неотделим от своей тени.
Обратной стороной возведения барьера из технических средств станет значительное увеличение продолжительности досмотра и рост расходов. Причем обыватель за свою безопасность заплатит как минимум трижды: сначала как налогоплательщик, во второй раз - как пассажир, на которого перекладывается сбор за авиационную безопасность, и в третий раз он компенсирует аэропортам недополученную прибыль, потому что аэропорты неизбежно сократят неавиационные доходы - от торговых точек и общепита.
Конечно, полностью отказываться от спецконтроля сегодня нельзя. Нужен разумный компромисс между безопасностью, комфортом пассажира и расходами. Мне кажется, что накопленный запас технических средств сейчас уже достаточен - в каждом аэропорту (а теперь уже и на некоторых станциях метро) стоят рамки металодетекторов и интроскопы. Остается только вопрос, когда проводить выборочный контроль, - только подозрительных лиц, а когда - прогонять через эту процедуру всех. Здесь вспоминается цветовая система оценки уровня угрозы, принятая в Великобритании. Оранжевый уровень - максимальный контроль. Зеленый цвет - выборочные проверки. Спецслужбам в данной ситуации потребуется разработать (но еще раз прошу - не к завтрашнему утру и не к очередному вызову "на ковер") систему критериев, как оценивать текущие риски.
От очень частного дискуссии всегда одним махом переходят к стадии, когда кто-то говорит, что пора менять всю систему. Вспоминают, что сколько бы ни было взрывов, а никто из силовиков за это не ответил. А если кого-то наказали, то стрелочников, хотя надо было докопаться до истинных виновников, которые погрязли в коррупции. В таких случаях кто-то, не смущаясь, говорит, что ответить должны президент, председатель правительства, и далее перечисляет всех чиновников, на сколько хватит памяти и фантазии. Кто-то боязливо говорит, что надо просто кого-то наконец наказать.
Более искушенные в публичных прениях люди вспоминают о геополитике, задаются вопросом, кому это выгодно. Действительно ли дает о себе знать постоянной болью незаживающая рана Северного Кавказа или это происки внешних врагов? И если враги внешние, то это исламские фундаменталисты или прагматичные биржевые спекулянты, играющие с ценными бумагами и фьючерсами?
В спорах на кухне, у телевизора, перед микрофоном или в блогосфере все это неизбежно будет повторяться, такова природа обывателей. Но свою веру в безопасность, светлое будущее, свое и всей страны, я связываю с профессионалами. Надеюсь, что они сегодня не совершат привычный рывок от очень частного - к слишком общему....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали