О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорты поставят на согласованную охрану

В Госдуму внесен рамочный закон "Об аэропортах", отредактированный после теракта в "Домодедово"

В ближайшее время программу обеспечения безопасности аэропорта станет определять владелец, координируя действия собственной службы безопасности со спецслужбами.

Депутаты-единороссы из комитетов по транспорту и собственности внесли во вторник, 1 марта, в Госдуму законопроект "Об аэропортах и аэропортовой деятельности", регламентирующий порядок работы авиаузлов. Заявленная цель законопроекта - это разграничение зон ответственности перевозчика и владельца аэропорта и определение порядка обеспечения безопасности.

Это уже вторая редакция законопроекта. Первая была внесена тем же составом авторов в конце декабря 2010 года, после того как работу столичных аэропортов парализовал ледяной дождь. Однако после того, как текст уже был внесен, в аэропорту Домодедово произошел теракт, в результате которого погибли 37 человек, и сами авторы отозвали свой проект на доработку, чтобы прописать правила обеспечения безопасности в специальных главах.

"Теракт в Домодедово стал сигналом сделать выводы, пусть даже не окончательные, - заявил "Газете.Ru" председатель комитета Госдумы по транспорту единоросс Сергей Шишкарев. - До настоящего времени в России не существовало отдельного законодательного акта, который регулировал бы деятельность аэропорта. Были разрозненные нормы и отдельные законодательные акты. Мы привели их в соответствие с требованиями времени, безопасности, международных организаций, в которых мы состоим".

Авторы законопроекта предлагают увеличить ответственность главного оператора аэропорта (управляющей компании). Согласно законопроекту, он разрабатывает и осуществляет программу обеспечения авиационной безопасности аэропорта. Ее выполнением будет заниматься собственная служба безопасности аэропорта в сотрудничестве с правоохранительными органами и спецслужбами.


Обязателен досмотр людей, "предметов" и техники на входе и въезде на территорию аэропорта, отдельно - людей и их вещей на входе в пассажирские терминалы. За досмотр и его качество - это было поводом для разногласий после теракта в Домодедово - отвечают местные подразделения МВД. В случае необходимости, оговаривается в законе, к досмотру могут быть привлечены и "операторы специализированного досмотрового оборудования из числа сотрудников службы авиационной безопасности аэропорта". Они имеют право досматривать всех прибывающих в аэропорт, в том числе "должностных лиц органов государственной власти".

Такая необходимость может возникнуть, например, в случае если поступает "достоверная и конкретная информация об угрозе незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации", - этому посвящена отдельная глава. Сейчас, по словам главного редактора отраслевого информагентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, в случае получения сигнала о террористической угрозе управляющая компания аэропорта не может самостоятельно объявить на территории режим террористической угрозы или чрезвычайного положения, его объявляют местные власти или спецслужбы. Было бы логично, если бы с момента создания оперативного штаба законопроект возлагал ответственность за теракт, в случае если он все же произойдет, на спецслужбы, рассуждает Пантелеев, но в законе такой нормы нет.

В предложении возложить разработку программы обеспечения безопасности на управляющие компании есть логика - ведь все аэропорты отличаются друг от друга, отмечает Пантелеев: " И логично, чтобы за каждодневное функционирование системы и ее провалы отвечал именно управленец - как за дом отвечает хозяин".

По мнению Владислава Бородулина, директора по стратегическому развитию компании "Воздушные ворота Северной столицы" (управляет петербургским аэропортом Пулково), при разработке программ безопасности необходим компромисс и совместная работа между руководством аэропорта и спецслужбами. "Если разработкой программы безопасности будут заниматься только спецслужбы, пассажирам будет невозможно летать, а представители аэропорта могут не учесть все возможные ситуации", - сказал Бородулин "Газете.Ru".

"Данный закон является базовым, а санкции и ответственность за нарушение мер безопасности прописываются в других законодательный актах", - пояснил "Газете.Ru" Сергей Шишкарев. По его мнению, если бы законопроект был принят раньше, возможно, он мог бы помочь предотвратить теракт в Домодедово. "Одной из причин теракта было непонимание, как действовать в случае появления террористической угрозы, если поступил такой сигнал. Если бы закон действовал, то заработала бы прописанная схема о создании оперативного штаба и, возможно, теракт удалось бы предотвратить. Вместе с тем работа по предотвращению актов терроризма - во многом задача спецслужб, агентурной и оперативной работы", - считает Шишкарев. Пока законопроект направлен в комитет по транспорту. Будет ли законопроект рассматриваться в ускоренном режиме - неизвестно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка