23 ноября 2010 года КНДР подвергла артиллерийскому обстрелу южнокорейский остров Енпхендо. В результате погибли четыре человека и еще 18 человек получили ранения. Согласно статистике Сеула, пять расположенных на острове строений были полностью разрушены попавшими в них снарядами, еще 22 здания получили различные повреждения. Вскоре после обстрела министерство обороны Южной Кореи объявило о намерении ускорить модернизацию военной техники вооруженных сил и покупку нового вооружения.
В октябре 2010 года стало известно, что правительство Южной Кореи определило военный бюджет страны на 2011 год на уровне 31,2 триллиона вон (27,7 миллиарда долларов), а в конце ноября министерство обороны запросило дополнительное финансирование в размере 353,5 миллиарда вон, необходимых на покупку нового оружия. Таким образом, военный бюджет страны был увеличен до 31,5 триллиона вон. Согласно планам военных, 21,6 триллиона вон будут израсходованы на содержание вооруженных сил, а остальные средства - на покупку нового и модернизацию имеющегося вооружения.
В числе необходимых проектов были названы покупка 20 гаубиц K9, модернизация артиллерийских радаров AN/TPQ-37 Firefinder, покупка новых Saab ARTHUR, дополнительных радаров наземного слежения и обновление парка беспилотных летательных аппаратов. В частности, министерство обороны Южной Кореи проявило интерес к приобретению американского беспилотника RQ-4 Global Hawk.
В конце 2010 года министерство обороны Южной Кореи заключило с американской компанией Lockheed Martin контракт на поставку четырех военно-транспортных самолетов C-130J-30 Super Hercules. Первые транспортники будут поставлены заказчику в 2014 году. В настоящее время на вооружении Южной Кореи стоят 12 транспортников C-130H Hercules. В феврале 2011 года были, наконец, названы сроки проведения третьего этапа программы F-X, направленной на закупку истребителей для ВВС.
Обновление
Программа F-X, целью которой является обновление истребительного парка ВВС Южной Кореи, началась в 2002 году. В рамках первого этапа были закуплены 40 американских истребителей Boeing F-15K Slam Eagle. Новые самолеты в составе ВВС Южной Кореи должны постепенно заменить устаревшие американские же F-5E/F Tiger II, F-4D/E Phantom II и частично F-16 Fighting Falcon первых партий. Реализация первого этапа программы была завершена в 2008 году, и тогда же министерство обороны Южной Кореи объявило о старте второго этапа.
В ходе F-X II с американским концерном Boeing был заключен контракт на поставку еще 21 истребителя F-15K, первые три из которых были поставлены ВВС в сентябре 2010 года. Сумма сделки составила 2,3 миллиарда долларов. Как ожидается, поставка самолетов завершится в 2012 году. F-15K предназначен для нанесения ударов по целям на большой дальности. Он способен развивать скорость до 2,5 тысячи километров в час и нести управляемые ракеты и авиабомбы общей массой более десяти тонн. Боевой радиус действия F-15K составляет 1,8 тысячи километров.
ВВС Южной Кореи
Истребители:
- McDonnell Douglas F-4E Phantom II/RF-4C - 86
- Northrop F-5E Tiger II - 159
- Boeing F-15K Slam Eagle - 49
- Lockheed Martin F-16C/D Fighting Falcon - 118
- BAE 125 Recce - 8
- Lockheed Martin C-130H Hercules - 12
- Casa CN-235 - 18
- Eurocopter AS332 Super Puma - 2
- Bell 412 - 3
- MBB Bo 105 - 12
- Boeing CH-47D Chinook - 6
- Ка-32 - 8
- UH/HH-60P Black Hawk - 43
Свидетельством того, что министерство обороны Южной Кореи намерено ускорить процесс перевооружения ВВС стало объявление сроков начала третьего этапа программы F-X. Ранее ни правительство, ни военное ведомство не могли определиться, когда же следует объявить тендер на поставку новых истребителей в рамках F-X III. Стороны все больше склонялись к принятию окончательного решения по завершении F-X II, как это было сделано со вторым этапом программы.
В конце 2010 года реализация F-X III оказалась под угрозой срыва, когда Национальная ассамблея отклонила план финансирования программы, сославшись на нехватку средств государственного бюджета. В начале 2011 года правительству и военному ведомству Южной Кореи удалось согласовать план закупки истребителей. Поводом для принятия программы стало начало испытаний Китаем прототипа истребителя пятого поколения J-20, планы министерства обороны Японии по закупке американских истребителей F-35 Lightning II, а также резкое ухудшение взаимоотношений с северным соседом.
Согласно планам, обнародованным правительством Южной Кореи в начале февраля 2011 года, закупка 60 самолетов, в которых должна быть реализована технология малозаметности, начнется в 2012 году. По предварительной оценке, объем финансирования составит десять триллионов вон. Ранее южнокорейские военные заявляли, что основной целью этого этапа программы станет покупка американских истребителей F-35. Тем не менее, в конкурсе намерен принять участие и концерн Boeing с истребителем F-15 Silent Eagle, созданным с применением технологии малозаметности.
Согласно утверждению концерна, эффективная площадь рассеяния этого самолета во фронтальной проекции равна таковой у F-35. При этом F-15SE будет стоить дешевле F-35. Следует отметить, что шансы Boeing на победу достаточно высоки. Во-первых, Южная Корея намерена экономить средства оборонного бюджета. Во-вторых, завершение программы разработки F-35 постоянно откладывается, из-за чего и переносятся сроки начала поставок самолетов. Еще одним возможным участником F-X III может стать и европейский истребитель Eurofighter Typhoon.
Собственный истребитель
В середине 2010 года Южная Корея и Индонезия подписали меморандум о взаимопонимании, который позволит двум государствам вести совместную разработку истребителя поколения "4+". Новый самолет будет создан с применением технологии малозаметности и по своему функционалу должен будет превосходить стоящие на вооружении Южной Кореи F-16. В проект, получивший название KF-X, планируется инвестировать пять триллионов вон. Позднее был подписан контракт на создание самолета, по которому Индонезия стала основным партнером проекта.
ВВС КНДР
Боевые самолеты:
- Shenyang F-5 - 120
- Shenyang F-6 - 98
- Chengdu F-7 - 180
- Harbin H-5 - 80
- МиГ-21 - 26
- МиГ-23 - 56
- МиГ-29 - 40
- Су-7 - 30
- Су-25 - 34
- Ми-2 - 70
- Ми-8/17 - 43
- Ми-24 - 20
По условиям соглашения, Индонезия вложит в проект самолета 20 процентов от общей суммы запланированных инвестиций. Корея добавит еще 60 процентов, а остальные средства стороны планируют привлечь от частных и государственных компаний, включая иностранные. В частности, переговоры ведутся с предприятиями в Турции и Объединенных Арабских Эмиратах. После того как начнется серийное производство истребителя, Индонезия купит 50 таких самолетов, а Южная Корея - до 60 KF-X. Интерес к южнокорейской программе также проявили Бразилия и Италия.
В рамках проекта планируется создать пять прототипов истребителя, построенных с применением технологии малозаметности, к 2020 году. Из них будет выбран наиболее подходящий требованиям ВВС Южной Кореи и Индонезии вариант, который после совершения 200 испытательных полетов поступит в серийное производство. Согласно описанию программы, KF-X должен по своим возможностям превзойти истребители Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon, но будет уступать F-22 Raptor и F-35. По сообщениям, появившимся в южнокорейских СМИ в начале 2011 года, проект создания KF-X может быть ускорен.
В настоящее время правительство и министерство обороны Южной Кореи рассматривают возможность объединения программ F-X III и KF-X. Для этого к 2012 году планируется изыскать дополнительные 15,7 миллиарда вон. Пока не ясно, означает ли это, что в рамках F-X III будет производиться исключительно закупка KF-X, или перспективный южнокорейский истребитель примет участие в тендере наравне с остальными. Не исключено также и вложение средств, запланированных на проведение F-X III, в программу KF-X для ускоренной реализации.
Учитывая осложнившиеся отношения с КНДР, южнокорейским военным есть отчего торопиться. В настоящее время парк боевых самолетов ВВС КНДР заметно превосходит парк ВВС Южной Кореи. Правда, и самолеты, стоящие на вооружении Северной Кореи, уже значительно устарели. Тем не менее, по данным Flightglobal MiliCAS, на вооружении КНДР числятся 120 истребителей Shenyang F-5 (китайская копия МиГ-17), 98 F-6 (копия МиГ-19), 180 Chengdu F-7 (копия МиГ-21), 80 Harbin H-5 (копия Ил-28), 26 МиГ-21, 56 МиГ-23, 40 МиГ-29, 30 Су-7 и 34 штурмовика Су-25.
Для сравнения, на вооружении ВВС Южной Кореи стоят 86 истребителей F-4E, 159 F-5E, 49 F-15K и 118 F-16C/D. Кроме того, в 2011-2012 году должны начаться поставки учебных самолетов TA-50 Golden Eagle в версии легкого штурмовика.
Повышение потенциала
Для вящего укрепления своего военного потенциала ВВС Южной Кореи в настоящее время проводят программу модернизации истребителей F-16C/D. Частью проекта станет пополнение номенклатуры вооружений самолетов американскими корректируемыми бомбами JDAM. В начале 2011 года состоялись первые испытания южнокорейских истребителей с новым программным обеспечением, которое позволит самолетам использовать американские бомбы. К настоящему времени были произведены три испытательных сброса JDAM; во всех случаях боеприпас поразил предназначенную для него цель с высокой точностью.
Программа модернизации южнокорейских истребителей началась в 2010 году. В рамках проекта Южная Корея намерена пополнить номенклатуру вооружений боевых самолетов не только бомбами JDAM, но также новыми ракетами класса "воздух-воздух". На самолеты будут установлены новые компьютеры и средства обмена информацией. Стоимость программы оценивается в 250 миллионов долларов.
Помимо модернизации F-16, ВВС Южной Кореи намерены создать разведывательное авиакрыло, в состав которого войдут американские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления B737 AEW&C, беспилотные летательные аппараты, включая RQ-4, а также самолеты разведчики RF-4C и Hawker 800. Первый самолет ДРЛОиУ B737 Peace Eye ВВС Южной Кореи должны получить в июле 2011 года. В ноябре 2006 года Южная Корея приобрела у концерна Boeing четыре таких самолета на 1,6 миллиарда долларов. В настоящее время вооруженные силы Южной Кореи преимущественно получают разведывательные данные от самолетов ДРЛОиУ США, базирующихся на японском острове Окинава.
Следует отметить, что Южная Корея занимается укреплением боевого потенциала не только из-за осложнения отношений с КНДР. Дело в том, что на 2015 год запланирована передача командования вооруженными силами Южной Кореи, осуществляемого США, местному руководству. Соответствующее соглашение было подписано в середине 2010 года. В настоящее время действует соглашение, по которому командование южнокорейскими войсками автоматически переходит США в случае войны на корейском полуострове. Такой порядок, установившийся с 1953 года, фактически притормозил военное развитие Южной Кореи, поставив ее в некоторую зависимость от США.
Правда, передача военного контроля, намеченная на 2015 год, может и не состояться, как это уже случалось неоднократно. Изначально предполагалось, что Южная Корея получит полное командование над своими вооруженными силами в 2009 году, однако страна договорилась с США о продлении соглашения до 2012 года. Судьба нынешнего соглашения практически полностью зависит от способности Южной Кореи перевооружиться....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Погодные послесловия: шасси Superjet 100 доработают во избежание аварий
Ноябрь 26, 2024
РФ и Тунис начали работу над увеличением количества чартерных рейсов
Ноябрь 26, 2024
Власти Москвы начали покупать данные по бронированиям у "Авиасейлса"