О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Потеря высоты

Эксперты надеются, что авария не приведет к остановке производства Ан-148

Вчера специалисты ВАСО и ФГУП "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" приступили к расшифровке бортовых самописцев Ан-148, потерпевшего крушение у деревни Гарбузово в Белгородской области.

"Рассчитываем, что происшествие с самолетом, выполнявшим учебный полет, не отразится на эксплуатации серийных воздушных судов Ан-148 на регулярных рейсах", - подчеркнул глава комиссии по расследованию инцидента, замминистра промышленности и торговли Денис Мантуров.

"Шесть лайнеров этой модели хорошо зарекомендовали себя на российских линиях", - заявил "РГ" заместитель генерального директора лизинговой компании "Ильюшин Финанс" Вячеслав Клейменов. Показательно, что и руководство ГТК "Россия" уже в день катастрофы заявило, что не будет приостанавливать эксплуатацию этих новых самолетов - оснований для этого нет.

Как пояснил "РГ" глава аналитического агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, ни один квалифицированный специалист до окончательных выводов комиссии не будет говорить о разрыве или приостановлении контрактов, связанных с производством российско-украинского самолета Ан-148. При отказе техники, если он и произошел в данном случае, важно оценить не только причину, но и то, насколько она устранима, сказал эксперт.

Сейчас специалисты задаются основным вопросом - из-за чего произошло разрушение конструкции самолета, случилось ли это в штатном режиме, либо самолет начал разрушаться из-за превышенной нагрузки. Например, совершения чрезмерного маневра. Пантелеев подчеркнул, что анализ бортовых самописцев позволит дать ответ на этот вопрос. Но пока специалисты склоняются к тому, что разрушение не могло произойти в штатном режиме.

Он напомнил, что с одним из первых самолетов "Эйрбас"А-320 произошла катастрофа на авиа-шоу, погибло несколько человек. Но сейчас этот самолет - самый востребованный авиакомпаниями, так как производители проанализировали и устранили недоработки.

У Ан-148 прежде уже были проблемы с проводкой. Из-за них некорректно сработала бортовая автоматика. И пока происходило переключение на резервный канал, самолет потерял несколько метров высоты, что стало неприятным сюрпризом как для экипажа, так и для пассажиров, - сказал Пантелеев. Но, обследовав всю серию Ан-148, специалисты сделали выводы, что этот дефект был на единственном самолете.

Ан-148 - сравнительно новая совместная разработка российских и украинских конструкторов. Он, с одной стороны, технически современен, а с другой - пригоден для посадок на несовершенные взлетно-посадочные полосы. Их достаточно не только у нас в стране, поэтому Ан-148 прочат большую судьбу не только на внутренних линиях, но и на экспортных направлениях. Для Воронежа успешная судьба новой модели - это рабочие места на авиационном предприятии на годы вперед. Погибшая машина должна была отправиться в Мьянму по первому экспортному контракту для этой модели.

Предварительные выводы о причинах крушения самолета 5 марта будут сделаны к концу этой недели. Для экспертизы в Воронеж перевезены также обломки Ан-148. Ранее их уже исследовали на месте происшествия представители московского и курского следственных управлений на транспорте, а также летной, инженерно-технической, расчетно-аналитической и административной комиссий.

Напомним, пассажирский лайнер Ан-148, произведенный воронежским предприятием по заказу правительства Мьянмы, упал за деревней Гарбузово в Белгородской области во время учебно-тренировочного полета. На борту помимо испытателей ВАСО находилось двое пилотов ВВС Мьянмы - они как раз знакомились с самолетом на практике. Машина пропала с радаров после того, как экипаж получил разрешение на выполнение стандартного задания - снизиться с девяти до пяти тысяч метров.

По словам очевидцев, лайнер начал гореть и разваливаться в воздухе (обломки потом собирали в радиусе трех километров от места крушения). Он едва не спикировал на школу, где в тот день готовились к праздничному концерту. Но пилотам удалось увести самолет в сторону. Ан-148 рухнул в 50 метрах от крайнего дома. Потрясенные жители Гарбузово в знак благодарности несли к груде обломков цветы...

Сегодня в Воронеже пройдут похороны четверых сотрудников авиазавода: летчика-испытателя Юрия Зубрицкого, штурмана Владимира Ясько, бортинженера Александра Королева и ведущего инженера по летным испытаниям Анатолия Самошкина. Их семьи, как было заявлено, получат от предприятия не менее миллиона рублей. Тела еще двоих погибших пилотов, Хтен Лин Аунга и Зау Хтун Аунга, отправят на родину - в Республику Союз Мьянма.

Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек. Из четырех версий ЧП, выдвинутых следователями и криминалистами Следственного комитета РФ первоначально, одна - теракт - фактически отброшена: судмедэкспертиза показала, что повреждения на телах пилотов типичны для авиатравм. Однако одежда потерпевших направлена на судебно-техническую экспертизу: вдруг на ткани есть частицы взрывчатых веществ.

Для проверки остальных предположений (ошибка пилота, производственный брак и некачественное топливо) у ВАСО изъяты техническая документация на Ан-148, а также образцы топлива, смазочных материалов и других технических жидкостей, которые использовались при подготовке машины к роковому вылету. Допрошены жители Гарбузово - они первыми добрались до горящего самолета, вытащили тела двоих мужчин, затем услышали несколько хлопков. Установлено, что на момент катастрофы за штурвалом находился иностранец.

Ранее на этой машине был произведен 31 вылет. Опасных недочетов выявлено не было....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка