АвиаПорт.Ru
9 марта 2011, 15:26
Спасение утопающих…
Теракты на транспорте в России случаются с завидной регулярностью. Но январский теракт в "Домодедово" вызвал небывалый резонанс со стороны органов государственной власти
Громче всех "Держи вора!" кричит… сами знаете кто. Это личная позиция автора, которую в описываемом случае трудно поколебать.
Согласно федеральному закону 40-ФЗ от 04.04.1995 "О федеральной службе безопасности" борьба с терроризмом возложена именно на эту организацию. Не на руководство аэропортов, не на пассажиров и даже не на ЛОВД. После терактов в московском метро никому не пришло в голову обвинить начальника метрополитена Дмитрия Гаева в том, что он из рук вон плохо ловит террористов, и главе РЖД Владимиру Якунину не досталось за подрыв "Невского экспресса", равно как и за постоянные взрывы на железных дорогах в Дагестане, из-за которых пассажирские поезда в этой республике сейчас передвигаются исключительно днем.
Охрана периметра аэропортов, включая контроль входных групп, возложена на МВД и Минтранс (п. 6 ст. 84 Воздушного кодекса). На что, кстати, временами жаловались представители небольших аэропортов, вынужденных переплачивать вневедомственной охране МВД. Кстати, только 1 февраля этого года, т.е. уже после теракта, правительство утрудило себя разделить полномочия охранных структур МВД и Минтранса в зависимости от категории аэропорта (постановление правительства №42 от 01.02.2011). Ранее это было определено в программе авиационной безопасности гражданской авиации РФ (утверждена приказом Минтранса от 18.04.2008 г. №62), но ее статус для эксплуатантов аэропортов не был обязательным.
С тем, что бороться с терроризмом, в том числе и в аэропортах, должны ФСБ и МВД, согласно большинство отраслевых экспертов. Но только не государственные органы, которые нашли сразу два способа превратить свою непосредственную обязанность в непреходящий источник головной боли для аэропортов и целый букет неудобств для пассажиров, т.е. тех, кто из своего кармана оплачивает как борьбу с терроризмом в стране в целом, так и с терроризмом в аэропортах в частности.
Во-первых, в уже упомянутых правилах охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры (утверждены постановлением правительства №42 от 01.02.2011) устанавливается, что "задачей в области охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры является предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц и транспортных средств, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию аэропортов" (п. 2). И далее уточняется, что "контрольно-пропускные пункты в международных аэропортах оборудуются инженерно-техническими системами, обеспечивающими: а) предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию аэропорта…" (п. 8). Следует ли из этого, что на территорию аэропортов, не имеющих статуса международного, можно проносить оружие, взрывчатку и прочие "опасные устройства" дозволено - не уточняется. Привело это лишь к тотальной проверке всех входящих в аэровокзалы пассажиров и их сопровождающих.
Отмечу, что ни руководящие документы ICAO, ни ранее нормативные акты РФ не предусматривали тотального контроля на входных группах. Но в требованиях по обеспечению транспортной безопасности (утверждены приказом Минтранса от 8.02.2011 №40) прямо указывается, что субъект транспортной инфраструктуры (в нашем случае - эксплуатант аэропорта) обязан "воспрепятствовать проникновению в зону свободного доступа, зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ лица (группы лиц), пытающегося совершить акт незаконного вторжения (далее - нарушитель), в том числе оснащенного специальными техническими средствами или с использованием автотранспортных средств, самоходной техники и машин" (п. 6.1).
Это означает, что на входных группах всех аэропортов РФ организуется досмотр входящих лиц (пассажиров или встречающих/сопровождающих), в настоящее время - силами ЛОВД, а после вступления приказа Минтранса в законную силу - сотрудниками САБ. К чему это привело? К очередям на вход в московские аэропорты, которые растягивающимся на 15-20 минут, особенно после прибытия аэроэкспресса (самый "плохой случай", когда практически одновременно к входу прибывают сотни пассажиров). Настоящее раздолье для террористов, которые теперь могут даже не входить в здание аэровокзала. Как организован досмотр пассажиров аэроэкспрессов на вокзалах я рассказывать не стану, боюсь прослыть пособником террористов. Но для этих целей даже не обязательно приезжать именно на аэроэкспрессе - подход к входным группам свободный.
Нововведение определенно отразится на пассажирах. Если раньше контроль на входных группах осуществлялся выборочно и доставлял минимум неудобств, то сплошной контроль будет неизменно приводить к очередям, особенно в часы пик, поскольку крупнейшие аэропорты не рассчитаны на такую низкую скорость входа (на досмотр одного человека требуется от 0,5 до 1 мин.). В 2010 году только из аэропортов МАУ было отправлено 25,3 млн. пассажиров, а значит, при среднем времени ожидания на входе 15 минут, это выльется в 6,3 млн. человеко-часов, потраченных совершенно впустую. Или в 1,3 млрд. руб., если человеко-часы помножить на среднюю зарплату в Москве (по данным Росстата). Эта цифра не включает встречающих и провожающих, с которыми она вырастет примерно наполовину. И не включает зарплату сотрудников, которые должны будут дежурить на входах в аэропорт, стоимость нового оборудования, возможную перепланировку терминалов… Такова цена решения, от которого отказались во всем мире. Даже в Израиле, где уровень террористической угрозы существенно выше, на входах в аэропорты сплошной контроль не практикуется.
Одновременно возникает потребность в гармонизации мер безопасности на транспорте с другими объектами "массовых скоплений" людей. Но готовы ли мы к тому, что на входе в торгово-развлекательные центры, театры, офисы будет такой же сплошной контроль, как и в аэропортах? И достижима ли тотальная безопасность в принципе, особенно в метро (московском и питерском, а не казанском)?
Упомянутые требования по обеспечению транспортной безопасности представляют собой отдельную песню. Вкратце, они перекладывают всю ответственность за организацию обеспечения транспортной безопасности исключительно на субъекты транспортной инфраструктуры (т.е. операторов аэропортов в нашем случае), снимая ее с органов государственной власти. В документе много шероховатостей и нестыковок с нормативно-правовой базой (в том числе и вышестоящего уровня), но речь не о его качестве. Выше приведен п. 6.1, который вменяет в обязанность эксплуатантам аэропортов "воспрепятствовать" проникновению в общую зону аэропорта лиц, планирующих акт незаконного вторжения. Принимая во внимание, что у этих лиц на лице не написано, собираются они что-то взрывать или нет, а силовые структуры не передают оперативную информацию САБам аэропортов, выявление потенциальных террористов возможно лишь с помощью тотального контроля входящих (т.е. см. выше).
Недоумение вызывает и сама формулировка, по которой в случае теракта должностные лица аэропорта должны будут понести ответственность, в отличие от должностных лиц правоохранительных органов. Которые, в отличие от аэропортов, имеют для борьбы с терроризмом все полномочия и, что немаловажно, целевое финансирование.
В итоге у меня, как у налогоплательщика, сложившаяся ситуация вызывает легкую оторопь. С одной стороны, мы уже привыкли к настойчивому желанию федерального правительства спихнуть куда-нибудь расходные полномочия (т.е. необходимость раскошелиться) и ответственность. С другой стороны, крайне неприятно, если за взрыв в собственном доме будут нести ответственность сами жильцы (выжившие, разумеется), которые не организовали досмотр на входных группах с использованием спецсредств и специально обученных сотрудников "службы домашней безопасности"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси