АвиаПорт.Ru
10 марта 2011, 18:38
Группа "Эйр" представила БПЛА вентиляторного типа
На выставке UVS-TECH 2011 многие специалисты обратили внимание на беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки вентиляторного типа
По его словам, "Группа "Эйр" образована сотрудниками ЦАГИ. Один из отделов ЦАГИ специализируется на подъемных и подъемно-движительных системах дозвуковых летательных аппаратов. Все сотрудники компании "Эйр" являются также сотрудниками ЦАГИ.
Над вентиляторными подъемными системами ЦАГИ работает еще с 1950-х годов. Работы по комплексу вертикального взлета и посадки вентиляторного типа начались примерно в 1996 г. Так как отсутствовало финансирование работ по данной теме, то в основном выполнялись расчетные работы, напомнил генеральный конструктор.
Он подчеркнул, что в это время на Западе во всю развертывались не только расчетные, но и экспериментальные работы с колоссальными затратами по комплексам вертикального взлета и посадки вентиляторного типа.
Первые небольшие деньги отечественные разработчики такого комплекса получили в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) развития гражданской авиационной техники в России в 2006 г. и это позволило в 2008 г. изготовить продувочную модель, продуть ее в аэродинамической трубе. Планировалось построить летный экземпляр, но начался кризис, финансирование прекратилось. Все, что на сегодня сделано, сделано практически на собственные деньги разработчиков, с сожалением отметил собеседник.
Первый полет построенного БПЛА вентиляторного типа состоялся в июле 2010 г. Проводились испытаний с несколькими модификациями. Сейчас это полноценный образец БПЛА вертикального взлета и посадки. Испытательные и демонстрационные полеты проводили в конце прошлого года и в январе этого года. БПЛА был сознательно создан с электроприводом, чтобы можно было демонстрировать аппарат в помещениях, электродвигатель питается от аккумуляторов. В настоящее время аппарат практически готов к эксплуатации, ведутся переговоры с потенциальным заказчиком, сказал В.Митрофович.
Практически создан подъемно-движительный комплекс на основе осевого вентилятора. Эта конструкция сейчас находится на стадии патентования. После того, как стали выполняться полеты, в том числе и демонстрационные, появились потенциальные инвесторы, деньги. Большие структуры, в том числе государственные, в силу большого срока согласования выделения денег смогут реально начать финансирование работ не ранее 2012 г., считает собеседник.
Удалось создать компоновочную схему, которая аэродинамически устойчива по крайней мере, в диапазоне углов атаки 0-90 градусов. Крейсерский полет аппарат может совершать в горизонтальной плоскости, как самолет, но с небольшим углом атаки. Аппарат взлетает и садится вертикально, а летает горизонтально. Корпус выполняет роль кольцевого крыла. Аппарат может достигать скоростей (по данным продувок) до 150 км/ч, то есть как аппарат обычной самолетной схемы, но при этом сохраняет способность вертикального взлета и посадки. Еще одной особенностью аппарата вентиляторного типа является его грузоподъемность, а отношение ее к взлетной массе является наибольшим для летательных аппаратов - взлетная масса у демонстрируемого образца составляет 4-4,5 кг и максимальная полезная нагрузка порядка 4 кг, сообщил В.Митрофович.
Касаясь дальнейшего изготовления аппаратов вертикального взлета и посадки вентиляторного типа, генеральный конструктор сказал, что в настоящее время в процессе производства находятся еще три аппарата. Первый образец выполнен из углепластика, а следующие три экземпляра выполнены из стеклопластика (что значительно дешевле) и пенопласта. Разрабатываемые компанией беспилотные комплексы вертикального взлета и посадки вентиляторного типа - целый класс новых аппаратов и он типологически равноценен самолетным и вертолетным схемам, как бы объединяя их. Однако надо отметить, что у аппаратов вентиляторного типа гораздо меньше изучена аэродинамика, сказал В.Митрофович.
Отвечая на вопрос о разработке новых БПЛА вертикального взлета и посадки, В.Митрофович сообщил, что практически готов новый аппарат, выполненный по четырехвентиляторной схеме, он полетит приблизительно в конце марта этого года - лопатки вентилятора уже отлиты и надо, по сути, только собрать аппарат и начать испытания.
Он уточнил некоторые характеристики нового аппарата: габариты примерно 600х600 мм. Взлетная масса - меньше 10 кг, полезная нагрузка 4-5 кг. Увеличение массы аппарата при той же нагрузке дает существенный выигрыш в продолжительности полета. Демонстрируемый аппарат с электроприводом летает при максимальной нагрузке порядка 10 минут, если нагрузка составит 1-1,5 кг, то продолжительность полета увеличится до 30-40 минут. Если в силовой установке использовать двигатель внутреннего сгорания, то продолжительность полета при нормальной нагрузке составит от 1,5 до 3 часов. Создание аппарата с ДВС технически не представляет проблемы. Такой аппарат может быть интересен в сельском хозяйстве, МЧС РФ, для силовых структур.
БПЛА вертикального взлета и посадки вентиляторного типа имеют следующие особенности:
- применение с ограниченных площадок, транспортных средств и контейнеров;
- не требуются дополнительные пусковые устройства для взлета, осуществляется вертикальная посадка;
- применение внутри строений, лесных массивов, горных ущелий и пещер;
- малая радиолокационная, электронная, тепловая и акустическая заметность;
- защищенность вентилятора корпусом упрощает посадку и делает эксплуатацию безопасной.
- детальное обследование местности, состояние зданий и сооружений, в том числе и проникновение внутрь зданий;
- вести видеонаблюдение с воздуха и со стационарной позиции;
- взятие проб воздуха, воды, грунта;
- ретрансляция сигнала, быстрое создание локальной сети связи с выходом на глобальные сети;
- точечная доставка средств жизнеобеспечения и спасательного оборудования.
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-34
Ноябрь 25, 2024
Аэропорт Шереметьево при участии Рексофт импортозаместил шину аэропортовых сообщений
Ноябрь 25, 2024
МГТУ ГА принял участие в деловой программе Транспортной недели