АвиаПорт.Ru
10 марта 2011, 19:19
UVS-TЕCH 2011
Если ранее на форуме обсуждались в основном о перспективы применения БПЛА, то в этом году ряд организаций уже делился опытом применения беспилотных аппаратов
В программе события было два основных направления - деловая программа и выставка. И в каждом из них присутствовал в определенной степени новый для форума элемент - эксплуатация БПЛА. Несмотря на общую неопределенность требований к отечественным беспилотным аппаратам, обилие конструкций и несовершенство законодательства в этой сфере, целый ряд БПЛА отечественного производства уже эксплуатируются различными структурами Российской Федерации. И если ранее на форуме обсуждались в основном о перспективы применения БПЛА, то в этом году ряд организаций уже делился опытом применения беспилотных аппаратов.
В день открытия форума 1 марта 2011 г., в рамках международной конференции "Вопросы применения беспилотных многоцелевых комплексов для решения народнохозяйственных задач" с докладом "Опыт применения БПЛА в авиации МВД РФ и проблемные вопросы" выступил главный инженер по эксплуатации беспилотных комплексов Центра авиации МВД РФ Дмитрий Садовой, заместитель начальника отдела Управления авиации Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Николай Олтян сделал доклад "Вопросы практического использования БПЛА в системе МЧС при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".
2 марта 2011 г. эксплуатации БПЛА в российском небе был посвящен круглый стол "Опыт практического применения беспилотных летательных аппаратов для решения народнохозяйственных задач". Здесь прозвучали доклады специалистов ОАО "Газпром космические системы": "Опыт использования беспилотных многоцелевых комплексов для мониторинга магистральных газопроводов. Технические аспекты" (Владимир Лазутин, директор центра аэрокосмического мониторинга ОАО "Газпром космические системы") и "Опыт использования беспилотных многоцелевых комплексов для мониторинга магистральных газопроводов. Экономические аспекты" (Василий Кузнецов, начальник отдела эксплуатации средств аэрокосмического мониторинга ОАО "Газпром космические системы").
ОАО "Газпром космические системы" проводит исследовательские и промышленные работы по использованию БПЛА в интересах обеспечения функционирования объектов газотранспортной системы ОАО "Газпром" с 2006 г. В том же 2006 г. сотрудничество с ОАО "Газпром" начала компания "Беспилотные системы ZALA AERO". Была выполнена научно-исследовательская работа "Магистраль" по применению БПЛА для мониторинга объектов нефтегазовой отрасли, по результатам работы и практических полетов БПЛА, в частности беспилотного самолета ZALA 421-08, ОАО "Газпром" приняло решение о продолжении работ и начале опытно-промышленной эксплуатации БПЛА ZALA.
На сегодняшний день ОАО "Газпром космические системы" использует пять БПЛА, в том числе комплекс с БПЛА CropCam DGPS компании UAV-GEO (официальный представитель компании "Форгис"). Аппарат изготовлен из композиционных материалов, весит 3 кг, запускается с руки. Стоимость - 2 млн. руб. CropCam DGPS оснащен практически бесшумным электрическим двигателем, не требующим регулярного обслуживания. Полезная нагрузка - цифровой калиброванный фотоаппарат. CropCam летит по заранее спланированному в маршруту, фотокамера работает автоматически, получая цифровые снимки, привязанные по GPS. Для каждого снимка есть географические координаты центральной точки, высота съемки, угол полный набор телеметрических данных. После полета БПЛА CropCam приземлится в ту же точку, откуда он взлетел автоматически. Наземная станция управления оборудована приемно-передающей антенной с автоматическим следящим поворотным устройством и спутниковым навигационным приемником Trimble GPS. Для управления аппаратом и обработки информации используются три планшетных защищенных ПК. Все оборудование размещается на автомобиле Land Rover Defender 110TD.
С помощью БПЛА ОАО "Газпром космические системы" получает аннотированные "сырые" цифровые фотоснимки объектов и территорий в оптическом диапазоне с разрешением 7 - 10 см/пикс, сопровождаемые данными пространственного позиционирования точки прицеливания фотоаппарата с точностью до 15 м (географические координаты точки съемки, высота полета БПЛА относительно точки старта, абсолютная высота полета БПЛА, значения крена и тангажа БПЛА, относительное время съемки). Эти снимки являются источником высокодетальной информации для последующего дешифрирования, а также основой для вторичной продукции аэрокосмического мониторинга.
Владимир Лазутин отметил также и ряд проблем: длительность процедур согласования и получения разрешений на полеты БПЛА от "компетентных органов" и получение разрешения на использование полученной фотоинформации. Не устраивает также и небольшая продолжительность полета эксплуатируемых аппаратов. Применение более "серьезных" (и более дорогих) БПЛА требует наличия подходящих площадок для их взлета и посадки, а таких площадок пока нет.
В ходе форума обсуждались также и вопросы совершенствования законодательства. Прозвучали доклады заместителя директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Андрея Шнырева "Вопросы совершенствования воздушного законодательства в части регулирования подготовки и выполнения полетов БПЛА" и директора ФГУП "ГосНИИ "Аэронавигация" Сергея Пятко "Вопросы организации полетов БПЛА в едином воздушном пространстве".
Уже назрела необходимость демонстрации БПЛА на авиашоу. Об этом свидетельствует доклад заместителя начальника ЛИЦ ФГУП "Летно-исследовательский институт им.М.М.Громова" Николая Шматова "Практические вопросы организации демонстрационных полетов БПЛА в рамках проведения Международных авиационно-космических салонов в Жуковском". Кстати, в первый день выставки такой полет состоялся. Мультикоптер поднялся над набережной Москвы-реки.
Теперь немного об экспозиции выставки. На первый взгляд модельный ряд представленных на выставке БПЛА с лета прошлого года, с момента проведения выставки UVS-TECH 2010, изменился мало. Бросалось, правда, в глаза отсутствие на выставке стендов таких серьезных игроков как концерн "Вега", "Радар-ММС", "Вертолеты России", KVAND, "Иркут", ИЭМЗ… В ходе выставки из достоверных источников стало известно, что авиапромышленность России все же ведет работы по "серьезным" боевым аппаратам типа американского БПЛА X-47B (первый полет состоялся 4 февраля 2010 г.). Работы эти пока находятся в зачаточном состоянии, но они все же ведутся.
Открывал экспозицию (это уже стало хорошей традицией) стенд ижевского предприятия ZALA AERO, на котором был представлен весь спектр выпускаемых предприятием аппаратов. В частности, новый БПЛА самолетного типа ZALA-421-04М "Ласточка" и БПЛА ZALA-421-08 "Стрекоза". Оба аппарата в прошлом году прошли два этапа сравнительных испытаний МО РФ. также демонстрировался переносной малогабаритный комплекс с БПЛА ZALA 421-16. Оригинальная конструкция позволяет аппарату весом 15 кг оставаться в воздухе 5 часов, летая на скорости 150 м/ч и обеспечивая передачу информации на дальность до 70 км.
За прошлый год ZALA AERO поставила заказчикам около сотни БПЛА, портфель заказов сформирован до конца лета и может к концу 2011 г. превысить прошлогодний уровень примерно на 20%. Основными заказчиками предприятия являются спецподразделения МО, ФСБ, МВД. Кроме того, компания тесно сотрудничает с "Авиалесохраной". Помимо поставки аппаратов и сервисного обслуживания, компания также предоставляет услуги по эксплуатации БПЛА.
Очень активно работает на рынке мини-БПЛА компания "НЕЛК". Большой интерес у посетителей вызвал легкий комплекс воздушного контроля "Фаворит". Комплекс служит для поиска, обнаружения и слежения за объектами и передачей изображения на рабочее место оператора. Основой возимого комплекса (на автомобиле типа ГАЗ 2330 "Тигр") являются БПЛА самолетного типа "Спектр-1" и вертолетного типа "Колибори-6". Оба БПЛА снабжаются фото-видеокамерами, тепловизионной камерой, станцией радиотехнической и радиолокационной разведки, спутниковой системой навигации, средствами передачи информации, рабочее место оператора с органами управления. Аппараты отличаются миниатюрностью: "Спектр 301" весит 7 кг и обладает грузоподъемностью 1 кг, "Колибри-6" - 2 кг и до 1 кг соответственно, дальность полета - не менее 160 км и до 2 км. В носимом варианте комплекс комплектуется складным БПЛА вертолетного типа "Колибри-4".
В 2010 г. в рамках государственного контракта "НЕЛК" поставила МО России и МЧС России по два комплекса. Каждое ведомство получило по одному комплексу с БПЛА "Колибри-6", и по одному комплексу с БПЛА "Колибри-4". Комплекс "Колибри" уже применялся летом 2010 г. в ходе тушения пожаров в областях, граничащих с московской, а также на учениях по спасанию утопающих для сбрасывания спасательного жилета в прорубь с помощью электронного замка. "Колибри" получил высокую оценку министра Сергея Шойгу, и в настоящее время стороны ведут переговоры об оснащении подразделений МЧС такими комплексами.
Еще один интересный экспонат компании НЕЛК - носимый (ранцевый) комплекс воздушной разведки "Бумеранг" с комплексом электронного оборудования, пультом управления и видеоочками. Летательный аппарат оснащен бесшумными электродвигателямм, благодаря чему способен скрытно проводить разведку местности и объектов в течение до 60 минут со скоростью 60 км/час на высоте 10-300 м и удалении до 3 км от оператора.
Компания НЕЛК показала также ряд новинок - линейку БПЛА "Рубеж": "Рубеж-10", "Рубеж-20" и "Рубеж-30" со взлетным весом 10, 25 и 120 кг соответственно, созданных казанским ООО "Аэрокон". Комплекс с аппаратами этого типа предназначен для визуального мониторинга земной поверхности и воздушного пространства в реальном масштабе времени в видимом и ИК диапазоне. Кроме того, аппараты способны доставлять грузы и проводить аэрофотосъемку в автоматическом режиме. Вес целевой нагрузки составляет до 1 кг, 7 кг и 20-30 кг. Радиус применения в стандартной комплектации - до 40 км, до 100 км и до 400 км соответственно.
Мультикоптеры демонстрировались также и на стенде Московского авиационного института, причем тут же выполняли и демонстрационные полеты, что вызывало повышенный интерес посетителей.
ООО "АэроРоботикс" продемонстрировало на выставке единственный летный экземпляр БПЛА "Акула", испытания которого были начаты во второй половине 2009 г. Комплекс предназначен для дистанционного зондирования и мониторинга земной поверхности в круглосуточном режиме, в широком диапазоне метеоусловий. В его состав входят два БПЛА, мобильный наземный пункт управления на базе полноприводного микроавтобуса и катапультная установка, размещенная на автомобильном прицепе. Комплекс обслуживают три человека: техник БПЛА, пилот-оператор и механик-водитель.
Отличием БПЛА А175 "Акула" от аналогичных аппаратов данного типа является его мобильность: комплекс не привязан к аэродромному базированию, и способен производить взлет и посадку с неподготовленных площадок. У самолета нет шасси, что для такой размерности БПЛА является большой редкостью. Установленная на БПЛА Система контроля и автоматического спасения (СКАС) позволяет своевременно обнаружить неполадки в оборудовании летательного аппарата и спасти самолет от аварии при помощи быстродействующей парашютной системы (БПС). Такая система очень актуальна для БПЛА, которые будут эксплуатироваться в густонаселенных районах, так как позволит осуществить безопасные полеты.
Взлетный вес БПЛА "Акула" составляет 75 кг, вес полезной нагрузки - 5-15 кг. Эксплуатационная высота - 100-1000 м, практический потолок - 4000 м, максимальная скорость полета - 250 км/ч, максимальный радиус действия в автоматическом режиме с заранее запрограммированной посадкой - 700 км, по командной радиолинии - 100 км. Максимальная продолжительность полета от 3 до 7 ч в зависимости от веса полезной нагрузки. Поставка первого комплекса с БПЛА А-175 "Акула" должна состояться в конце 2011 г. или в начале 2012 г.
ЗАО "Р.Е.Т. Кронштадт" показало БПЛА "Дозор-100". Размещение силовой установки в кормовой части планера позволяет рационально компоновать полезную нагрузку, в носовой части БПЛА предусмотрен отсек для размещения радара переднего обзора. Максимальная полезная нагрузка - до 15 кг. "Дозор-100" может осуществлять полет с крейсерской скоростью 100-130 км/ч (максимальная скорость 180 км/ч) на высоте до 3500 м. Взлет и посадку БПЛА осуществляет по-самолетному. В состав бортового оборудования и полезной нагрузки входит инерциально-навигационная спутниковая система БИСНС-1, ультразвуковой высотомер, система воздушных сигналов, бортовой компьютер, радиосвязное оборудование с командной радиолинией и радиолинией передачи данных, видеокамера переднего обзора, автоматический цифровой фотоаппарат. Компания также показала на выставке открытый отсек бортовой аппаратуры и полезной нагрузки чтобы продемонстрировать, что все комплектующие изготовлены "промышленным способом и аппарат полностью готов к серийному производству".
С ноября 2010 г. "Дозор-100" проходит очередной этап летных испытаний.
По сути это масштабный вариант более крупного аппарата - "Дозор-600", на котором прошла испытания вся аппаратура управления и связи. Однако создание комплекса разведки требует нескольких сотен миллионов рублей, и в компании считают, что начинать полномасштабную разработку без высоких шансов на закупку и без государственной поддержки нецелесообразно. "Дозор-600" фактически является аналогом американского БПЛА Predator, может применяться в качестве боевого ударного комплекса.
Большую экспозицию представил ФГУП ЦАГИ, который включал и такие предприятия как ЗАО "Аэрокон" и ЦНТУ "Динамика". Новинкой на этом стенде стал первый сертифицированный тренажер для беспилотной авиатехники. Тренажер создается для комплекса с аппаратом "Волк-01" (компаниия "АиМ - Холдинг", г. Дубна). Сертификацию тренажера в соответствии с международными нормами будет осуществлять центр сертификации авиационной техники ЦАГИ.
Созданием тренажеров для беспилотных авиационных комплексов ЦНТУ "Динамика" начал заниматься в 2010 г. Тренажеры операторов БПЛА обеспечивают возможность прокладки маршрута полета, отработки навыков ориентации в пространстве, взаимодействия со службами УВД, получение навыков пилотирования, работы с бортовым оборудованием и двигателем, работы с полезной нагрузкой и взаимодействия с потребителями информации, получение навыков поведения в особых случаях. Базовый тренажер включает рабочее место инструктора с одним дисплеем, откуда он задает начальные условия и в реальном времени может имитировать отказы, а также несколько рабочих мест обучаемых, с большой степенью достоверности соответствующие реальным. Использование в составе тренажера системы объективного контроля позволяет осуществить оценку эффективности обучения. Требования международных стандартов закладываются уже на этапе начального проектирования разработки тренажера.
Выставка позволила познакомиться и с совершенно новыми аппаратами.
Компания "Группа "Эйр" (образована сотрудниками ЦАГИ) представила БПЛА вертикального взлета и посадки вентиляторного типа (названия у него пока нет). Работы по нему начались в 1996 г., но из-за отсутствия денег велись на уровне расчетов. Включение работ в ФЦП позволило в 2008 г. изготовить модель и продуть ее в аэродинамической трубе. Затем грянул кризис и строить летный образец пришлось практически за свой счет. Тем не менее он был построен и в июле 2010 г. впервые поднялся в небо. Сейчас это полноценный образец БПЛА вертикального взлета и посадки. Испытательные и демонстрационные полеты проводили в конце прошлого года и в январе этого года. БПЛА был сознательно создан с электроприводом, чтобы можно было демонстрировать аппарат в помещениях, электродвигатель питается от аккумуляторов. В настоящее время аппарат практически готов к эксплуатации, ведутся переговоры с потенциальным заказчиком.
Удалось создать аэродинамически устойчивый по крайней мере в диапазоне углов атаки 0-90 градусов, аппарат, способный выполнять крейсерский полет (по продувкам до 150 км/ч) как самолет, с небольшим углом атаки. Корпус выполняет роль кольцевого крыла. Еще одной особенностью аппарата является его грузоподъемность, а отношение ее к взлетной массе является наибольшим для летательных аппаратов - взлетная масса у демонстрируемого образца составляет 4-4,5 кг и максимальная полезная нагрузка порядка 4 кг. Сегодня в процессе производства находятся еще три аппарата, выполненные из более дешевого стеклопластика (первый образец выполнен из углепластика).
Среди новинок нельзя не отметить два БПЛА Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ): ЦИАМ-80 и ЦИАМ-80-2.
ЦИАМ-80 выполнил свой первый полет 4 ноября 2010 г. Энергия для полета вырабатывалась топливным элементом - электрохимическим генератором электрической энергии. В качестве топлива использовался сжатый водород, в качестве окислителя - кислород воздуха. Полет продолжительностью в несколько минут фактически открыл новую эпоху в развитии авиационных силовых установок. В силовой установке аппарата была использована батарея твердополимерных топливных элементов производства фирмы "Horizon" (Сингапур), которая вырабатывала электрическую энергию мощностью до 250 Вт, что достаточно для обеспечения работы двигателя с воздушным винтом.
ЦИАМ 80-2 совершил свой первый полет 27 ноября прошлого года. В отличие от БПЛА ЦИАМ 80, где батарея топливных элементов обеспечивала крейсерский полет, в данном случае бортовая энергетическая установка обеспечивала привод элеронов, руля высоты и руля направления, управление шасси, подзарядку аккумулятора маршевой силовой установки, питание видеокамеры и системы передачи видеоизображения, питание системы дистанционного управления.
Таким образом, выставка "Беспилотные многоцелевые комплексы - UVS-TECH 2011" продемонстрировала определенный прогресс в развитии российских БПЛА. Интерес к таким аппаратам в России растет, приходит понимание целесообразности их применения в самых разных сферах. Растет и мировой рынок БПЛА. Аналитическая компания Teal Group прогнозирует, что объем мирового рынка БПЛА практически удвоится в ближайшие десять лет и в 2020 г. составит 11,3 млрд. долл. (сегодня - 5,9 млрд. долл.) В общей сложности мировой рынок с 2011 г. по 2020 г. составит 94 млрд. долл. По оценке Teal Group, 69% всего объема рынка будут приходится на США, которые продолжат активно закупать беспилотные летательные аппараты для своих вооруженных сил. При этом в мировых расходах на разработку и испытание беспилотников доля США достигнет 77%. Согласно планам министерства обороны США, количество беспилотных аппаратов, принятых на вооружение, должно увеличиться в ближайшие 30 лет в четыре раза (сегодня в ВС США 6800 БПЛА)....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы