Независимое военное обозрение
11 марта 2011, 11:48
Легенды уходят - остаются менеджеры
4 марта 2011 года на 82-м году жизни перестало биться сердце легендарного российского авиационного конструктора, почти без малого два десятка лет возглавлявшего ОКБ "Сухого", М.Симонова
Неделей раньше тоже ушел из жизни выдающийся отечественный конструктор стратегических атомных подводных лодок Сергей Никитич Ковалев. Академик РАН, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, генеральный конструктор 73 стратегических атомных подводных лодок - практически всех, построенных в нашей стране. И среди них уникального тяжелого ракетного крейсера стратегического назначения проекта 941 класс "Акула", который на Западе называют Typhoon, на борту которого размещалось 20 баллистических ракет с 10 ядерными разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РСМ-52 или SS-N-20).
А незадолго до Симонова и Ковалева наша страна потеряла Вениамина Павловича Ефремова, создателя зенитно-ракетного комплекса С-300В и нескольких других ЗРК Сухопутных войск, тоже академика, Героя и лауреата всяческих премий, генерального конструктора НПО "Антей". Генерального конструктора НПО "Алмаз" Бориса Васильевича Бункина, академика, дважды Героя и лауреата Ленинской и Государственной премий, создателя С-75, С-200 и С-300П и ее модификаций, заложившего основы С-400. Василия Петровича Грязева, заместителя генерального конструктора Тульского КБ приборостроения, тоже Героя, лауреата и академика, создателя трех десятков образцов стрелковых вооружений и среди них корабельной шестиствольной автоматической пушки АК-630, которую моряки называют металлорезкой за ее способность перерубить пополам любую посудину. Соавтора и друга Грязева - Аркадия Георгиевича Шипунова, генерального конструктора КБП, академика и лауреата Ленинской и Государственных премий, выдающегося конструктора-оружейника, чья вместе с Грязевым аббревиатура ГШ стала маркой самого лучшего стрелкового вооружения нашей страны и, пожалуй, даже мира… Список таких потерь можно продолжать и дальше, только сердце обливается кровью от невозможности назвать всех и каждого, кому обязана Россия своей военной мощью, а ее армия и флот - сохраняющейся по сей день боеспособностью.
Что отличало этих людей кроме выдающегося таланта, граничившего с гениальностью, и беспредельной работоспособности? Можно назвать много уникальных качеств, без которых они не состоялись бы как прародители лучших в своей области вооружений. Здесь и дар предвидения, и способность на решительные поступки, может быть, кажущиеся кому-то авантюрными, но всегда тщательно продуманные и выверенные, обязательно приводящие к успеху, способность объединить и повести за собой десятки и сотни единомышленников… Но главное - ощущение за своей спиной огромной страны и ее народа, которым крайне нужны твой труд и вдохновение, и еще умение перешагнуть через все трудности и препятствия в достижении своей цели, способность, как говорят, прыгнуть выше головы, сделать то, что до тебя не удавалось нигде и никому. Только такие человеческие качества превращают обыкновенного мастера в творца, созидателя и победителя.
Горько, что именно этих качеств, за редким исключением, недостает тем, кто приходит на смену ушедшим от нас генеральным конструкторам. Впрочем, и генеральных конструкторов, равных Симонову, Ковалеву, Ефремову или Бункину, тоже за редким исключением, в наших КБ и на оборонных предприятиях, по большому счету, почти не осталось. А тех, кто остался, можно пересчитать по пальцам одной руки. Слава богу, что еще живы легендарные личности из поколения Грязева и Шипунова, за плечами которых целая эпоха, - Сергей Павлович Непобедимый, Герберт Александрович Ефремов, Ростислав Аполлосович Беляков, Сергей Викторович Михеев, есть их ученики и последователи… Но кто вспомнит имена тех, кто пришел на смену Туполеву, Яковлеву, Ильюшину, Новожилову и Уткину, кто продолжил их дело? Можно сказать, что нет той страны, которой нужен был их творческий гений, нет той остроты угрозы большой неминуемой войны, которую они старались отвратить своим беспримерным трудом и подвигом.
Но есть другая страна - наследница, которая тоже крайне нуждается в самоотверженных и бескомпромиссных оружейных конструкторах, в инженерных школах и легендарных оборонных фирмах... Чьи имена будут носить и будут ли носить новые стратегические ракеты, атомные подводные лодки, надводные корабли, самоходки, танки, дальние бомбардировщики и истребители? Вряд ли тех нынешних топ-менеджеров ОПК, что озабочены не созданием новых уникальных образцов и систем вооружений, а только получением коммерческой прибыли и собственным благополучием. И не способны хоть раз, хотя бы ради смеха, выполнить Государственную программу вооружений. Кого чисто теоретически, а скорее лишь умозрительно, волнуют интересы страны и ее обороноспособности. Вроде некоторых футболистов нашей сборной, которые готовы отбегать, демонстрируя личное мастерство, все 90 минут на поле любого стадиона, но не способны прыгнуть выше себя во имя победы команды с именем Россия на футболках.
Вопрос "что делать?" в этой ситуации, как нам кажется, слегка запоздал. Если патриотизм надо воспитывать, призывать к любви к собственной стране, дому и родителям, напоминать о гражданском долге, чести и достоинстве, то надеяться на продолжение традиций таких людей, как Симонов, Ковалев и иже с ними, очень трудно. Трудно, но не невозможно.
Надежда - последнее, что остается с нами, когда мы провожаем в историю легенды отечественной оборонки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-34
Ноябрь 25, 2024
Аэропорт Шереметьево при участии Рексофт импортозаместил шину аэропортовых сообщений
Ноябрь 25, 2024
МГТУ ГА принял участие в деловой программе Транспортной недели