Газета.Ru
16 марта 2011, 18:57
Над Домодедовым нависло рейдерство
Следственный комитет расследовал дело о рейдерском захвате "Домодедово", в котором фигурировали "два зиц-директора", сообщил глава ведомства А.Бастрыкин. Возобновление следствия может стать последним аргументом в процессе возможной смены собственников аэропорта
"Мы летаем из аэропорта и не знаем, кто хозяин этого аэропорта и с кого нам сегодня спрашивать за безопасность", - выступая в среду перед студентами Российской правовой академии Министерства юстиции, возмутился руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин. И добавил: "Следственный комитет три года назад расследовал дело о рейдерском захвате аэропорта Домодедово" (цитата по "Интерфаксу").
"Года три назад решали вопрос по этому объекту, который, как мы считали, подвергался рейдерскому захвату, - уточнил Бастрыкин. - В расследовании этих безобразий два человека, но они, по-моему, зиц-директора". Санкции за рейдерство в Уголовном кодексе - штрафы, а также от 2 до 10 лет тюрьмы.
Участники авиационного рынка России удивлены. "У государства были претензии к Домодедово, но информация по уголовным делам не фигурировала", - говорит топ-менеджер российского аэропорта.
В Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте "Газете.Ru" заявили, что дело о рейдерском захвате Домодедово не находится в производстве. Получить оперативный комментарий Главного следственного управления СК в среду не удалось, в ГСУ не ответили на письменный запрос "Газеты.Ru". Пресс-служба Домодедово не прокомментировала заявление Бастрыкина.
Сейчас директором аэропортового комплекса является Игорь Борисов. До конца декабря пост занимал Вячеслав Некрасов.
Власти давно предъявляют претензии, но не к топ-менеджменту аэропорта, а к владельцам, также занимающим посты в администрации.
Подозрения чиновников вызывает непрозрачная структура собственности Домодедово. Аэропортом владеет группа "Ист Лайн", которая принадлежит офшорной компании FML (остров Мэн). Номинальными держателями долей в офшоре выступают физические лица — нерезиденты. Реальными бенефициарами Домодедово участники рынка называют предпринимателей Дмитрия Каменщика и Валерия Когана - председателя совета директоров и главу наблюдательного совета Домодедово соответственно).
Противостояние структур "Ист лайна" и государства, которое представляли чиновники Росимущества, длилось с 2004 года по 2008 год. Ведомство добивалось в судах расторжения договора аренды аэродромного комплекса от 1998 года между ГУП "Администрация аэропорта Домодедово" и ЗАО "Международный аэропорт Домодедово", аффилированного с "Ист Лайн". В отрасли говорили о возможной национализации аэропорта, но спор был урегулирован без смены собственников решением президиума Высшего арбитражного суда.
Уголовное дело, о котором в среду рассказал Бастрыкин, относится к периоду споров "Ист лайна" с Росимуществом.
Эксперт ICAO (Международная организация гражданской авиации) Виталий Бордунов констатирует: "У Домодедово два хозяина - государство и арендатор, который работает по договору аренды от 1998 года". "Первоначальный арендатор "Ист Лайн" превратился в двенадцать фирм, зарегистрированных на острове Мэн. И сейчас государственной собственностью управляет остров Мэн", - резюмирует эксперт.
Бордунов признает, что частные акционеры "сумели сделать из Домодедово конфетку".
Вопросы к сети оффшоров - собственников Домодедово у властей снова возникли в конце 2010 года, после транспортного коллапса в московском авиаузле. По неофициальным данным, во время сбоя систем электроснабжения Домодедово основные вопросы взаимодействия с профильными госведомствами курировали именно акционеры "Ист Лайна".
Критика обострилась через месяц: в конце января 2011 года в аэропорту в зоне таможенного досмотра произошел теракт.
Тогда президент Дмитрий Медведев заявил, что за случившееся "должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта".
Росимущество не имеет новых "спорных вопросов" в отношении аэропортового комплекса Домодедово, передал "Газете.Ru" представитель ведомства Александр Комаров.
Официальной информации об уголовном деле о рейдерстве в Домодедово и о его статусе в настоящее время ранее следственные органы не предоставляли.
"Как правило, уголовное преследование - это последний аргумент в процессе возможной смены собственников", - говорит топ-менеджер российского аэропорта, добавляя: "Жаль, если ситуация развивается именно так".
Опрошенные "Газетой.Ru" инвестбанкиры заявляют, что не получали предложений от владельцев Домодедово о продаже актива. Аэропортовой инфраструктурой активно интересуется "Новапорт", аффилированный с Романом Троценко, главой "Объединенной судостроительной корпорации", - добавил один из банкиров. Но представитель "Новапорта" Максим Шапиро говорит, что "не имеет информации о планах войти в капитал Домодедово".
Переговоры с владельцами Домодедово связаны с государственной программой консолидации аэропортов московского авиационного узла, уверен топ-менеджер российского аэропорта.
По неофициальной информации, инвесткомпания "Тройка Диалог" по заказу правительства ранее просчитала схему объединения московских аэропортов Домодедово, Шереметьево и Внуково. Правительственные консультанты оценили бизнес Домодедово в $4,1-5,1 млрд, государственный аэропорт Шереметьево в $1,6-2,4 млрд, а частно-государственный Внуково в $500-700 млн.
В случае консолидации активов с такими оценками бизнеса государство получило бы в объединенной аэропортовой компании менее контрольного пакета, а владельцы Домодедово - контрольный пакет. Но правительство намерено контролировать объединенный московский хаб.
Совладелец "Тройки" Рубен Варданян не прокомментировал работу над концепцией объединения московских аэропортов. Ранее источники на финансовом рынке сообщали о намерении владельцев Домодедово провести первичное размещение акций.
"Правовых оснований для уголовного дела нет: оно надуманно. А попытка отнять аэропорт сама является рейдерским захватом", - категоричен Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы "Авиапорт"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы