Lenta.Ru
24 марта 2011, 14:48
Вернуть былую мощь
Индонезия занялась серьезной модернизацией своих ВВС
Тяжелое время
ВВС Индонезии, основанные в 1946 году, долгое время оставались небольшим родом войск. В начале 1960-х годов значительный политический вес в стране приобрела Коммунистическая партия Индонезии, которая хотя и не была правящей, имела огромное влияние на правительство. В результате Индонезия нарастила военно-технические и политические связи со странами Восточного блока и, в первую очередь, с Китаем и СССР. Благодаря этому страна сумела значительно увеличить состав своей боевой авиации.
В частности, в 1961 году Индонезия стала вторым зарубежным заказчиком советских бомбардировщиков Ту-16. Кроме того, страна активно покупала самолеты МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, Ил-28, Ан-12, Ла-11 и вертолеты Ми-4 и Ми-6. Долгое время они использовались вместе с уже принятыми на вооружение Ту-2, B-25 Mitchel, A-26 Invader, P-51 Mustang и C-47 Dakota. Такое быстрое пополнение авиапарка привело к тому, что ВВС Индонезии к концу 1965 года стали крупнейшими во всем южном полушарии и насчитывали свыше 400 самолетов и вертолетов. Однако быстрый рассвет сменился таким же быстрым закатом.
В 1966 году в стране произошел переворот, в результате которого к власти пришла антикоммунистическая партия во главе с генерал-майором Хаджи Мухаммедом Сухарто. При его президентстве отношения с Восточным блоком были практически полностью разорваны, в результате чего вооруженные силы потеряли возможность покупать новую технику и запчасти. В начале 1970-х годов ВВС Индонезии объявили, что только 20 процентов стоящих на вооружении самолетов могут совершать полеты, а остальные пришли в негодность и требуют капитального ремонта.
В 1970 году были списаны все МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и Ту-16, а несколькими годами позже ВВС сняли с вооружения все остававшиеся B-25 и P-51. Практически в течение десяти лет индонезийские ВВС стали самыми маленькими и небоеспособными в регионе. Ситуация несколько выправилась в конце 1970-х годов, когда ВВС Австралии передали Индонезии несколько истребителей F-86 Sabre. Кроме того, Индонезия приобрела у Великобритании учебно-боевые самолеты BAE Hawk Mk.53. В 1980-х годах ВВС купили у США и Израиля штурмовики A-4 Skyhawk и истребители F-5E/F Tiger II.
В 1989 году у США были куплены 12 истребителей F-16 Fighting Falcon. При этом основная покупка техники была запланирована на 1990-е годы. В предыдущие несколько лет Индонезия проводила множество тендеров на поставку транспортных и боевых самолетов. В частности, ВВС проводили конкурс на покупку истребителей, в котором принимали участие F-16 и Mirage 2000. В этот период ВВС планировали приобрести 60 истребителей F-16, 24 Су-30КИ и некоторое количество BAE Hawk. От этих планов пришлось отказаться сразу по нескольким причинам - в 1992 году США разорвали военно-техническое сотрудничество с Индонезией, а в 1997-м разразился Азиатский финансовый кризис.
Поводом для разрыва отношений для США послужили военные действия, проводившиеся Индонезией в Восточном Тиморе, Западной Папуа и Ачехе. В частности, гражданская война в Ачехе продлилась более 30 лет. В результате боевых действий погибли свыше 15 тысяч человек, из которых большинство - мирное население. В 1999 году США ужесточили санкции в отношении Индонезии. Кроме того, дипломатические, экономические и военные связи со страной разорвали и многие страны Европы. Поводом для этого стало использование правительственными войсками военной техники против мирного населения.
В результате массовых санкций, а также последствий азиатского кризиса Индонезия практически полностью утратила возможность покупать военную технику и запчасти на внешнем рынке. В результате ВВС страны пришли в еще больший упадок. В настоящее время на вооружении ВВС Индонезии числятся 330 учебных, учебно-боевых, боевых и транспортных самолетов и вертолетов. Из них, по разным оценкам, могут совершать полеты только 150-260. И все эти летательные аппараты нуждаются в ремонте и модернизации.
США сняли санкции в отношении Индонезии в 2005 году, когда в Хельсинки было подписано мирное соглашение между правительством страны и руководством повстанческой группировки "Свободный Ачех". Это соглашение положило конец гражданской войне в Индонезии, хотя некоторые группы боевиков и по настоящее время продолжают вести боевые действия в стране. Большинство ачехских повстанцев разоружились после 2005 года. Между тем, Европа отказывается снимать санкции в отношении Индонезии, опасаясь возобновления конфликта внутри страны.
Трудное восстановление
По данным Flightglobal MiliCAS, в настоящее время в составе ВВС Индонезии полеты могут осуществлять только 194 самолета и вертолета. Военные выполняют полеты на истребителях F-16A, Hawk Mk.209, Mirage 2000, Су-27СК/СКМ, Су-30МК/МК2, штурмовиках OV-10 Bronco, патрульных самолетах B737MPA, CN-235MPA, заправщике KC-130B, транспортниках C-130B/H/L-100 Hercules, C-212 Aviocar, Casa CN-235, Fokker F-27 Friendship, Pilatus PC-6 Porter, многоцелевых и ударных вертолетах AS332 Super Puma, Bell 412, EC725 Super Cougar и SA330 Puma. Кроме того, в составе ВВС числятся учебные вертолеты EC120B Colibri и самолеты SF.260, F-16B, Hawk Mk.53, Hawk Mk.109, KT-1 Ungbi и T-34 Mentor.
В марте 2011 года командующий ВВС Индонезии маршал Имам Суфаат заявил, что военно-воздушные силы должны нарастить количественный состав техники, поскольку в ближайшие пять лет страна намерена увеличить число военных операций. О каких именно операциях идет речь, Суфаат не уточнил. Не исключено, что имеется в виду участие Индонезии в миротворческих операциях ООН. Индонезия, в частности, являясь членом организации, приняла участие в операциях ООН в Демократической республике Конго, в Ливане, первой и второй операциях в Сомали, в Боснии и Герцеговине, в Камбодже. Кроме того, военные участвуют в подавлении повстанцев в Западной Папуа.
В ближайшие пять лет на развитие авиации планируется потратить 150 триллионов рупий (около 17 миллиардов долларов). Две трети указанной суммы будут выделены из государственного бюджета, а оставшиеся средства министерство обороны Индонезии получит в виде кредитов. В планах - покупка новых истребителей, военно-транспортных самолетов и поисково-спасательных вертолетов, а также модернизации уже принятой на вооружение авиатехники. В частности, планируется модернизировать четыре Су-27СК и Су-30МК до версий СКМ и МК2, десять F-16A/B, а также провести работы по капитальному ремонту 15 истребителей F-5E.
В январе 2011 года был подписан контракт с американской компанией Arinc Engineering на модернизацию пяти военно-транспортных самолетов C-130B. Транспортники получат новую авионику и некоторые элементы корпуса и вернутся в состав ВВС в течение ближайших трех лет. Кроме того, ВВС Индонезии рассматривают возможность покупки до шести транспортников C-27J Spartan или Casa CN-295. Как ожидается, покупка самолетов будет осуществляться в рамках тендера. 21 марта 2011 года стало известно, что индонезийская авиакомпания Garuda продала ВВС два подержанных грузовых лайнера B737-400, которые будут использоваться в качестве VIP-транспорта и для транспортировки десанта.
В настоящее время Индонезия ведет переговоры с США о поставке 24 подержанных истребителей F-16A/B Block 25. Министерство обороны США ранее предложило бесплатно передать Индонезии эти самолеты, при условии что они будут отремонтированы и модернизированы на американских предприятиях. Индонезия приняла американское предложение, заявив, что модернизация этих самолетов до версии Block 52 обойдется стране намного дешевле, чем покупка шести новых F-16C/D Block 52, планировавшаяся ранее.
Кроме того, Индонезия направила Великобритании неофициальный запрос на продажу 24 истребителей Eurofighter Typhoon. Если сделка будет одобрена британским правительством, которое пока не сняло санкции с Индонезии, то ее сумма составит пять миллиардов фунтов стерлингов (8,1 миллиарда долларов). Когда именно будет принято конкретное решение по индонезийскому запросу, пока неизвестно.
Следует отметить, что в покупке новой техники Индонезия намерена уделить особое внимание самолетам российского производства. Министерство обороны страны объявило, что намерено в ближайшие двадцать лет купить 180 истребителей марки "Су", из которых будут сформированы десять эскадрилий. В настоящее время на вооружении Индонезии стоят два Су-27СК, три Су-30МК, два Су-27СКМ и три Су-30МК2. В сентябре 2010 года было объявлено о покупке еще шести истребителей Су-30МК2. Таким образом, в перспективе российские истребители составят основу парка боевых самолетов ВВС Индонезии.
Наконец, Индонезия участвует в совместном с Южной Кореей проекте создания малозаметного истребителя KF-X поколения "4++". Соответствующее соглашение было подписано в июне 2010 года. Новый самолет будет создан с применением технологии малозаметности и, согласно техническому описанию, превзойдет по своим возможностям Rafale и Typhoon, однако будет лишен ряда качеств истребителей F-22 Raptor и F-35 Lightning II. ВВС Индонезии намерены приобрести 50 истребителей KF-X.
Каким образом правительство Индонезии намерено достигнуть столь амбициозных целей, пока не понятно. С 2005 года страна ежегодно увеличивает военные расходы, которых все равно недостаточно для покупки и модернизации имеющейся техники, значительно устаревшей за годы действия международных санкций. Если в 2005 году военный бюджет Индонезии составил 21,97 триллиона рупий (2,5 миллиарда долларов), то в 2011-м он был увеличен до 47,5 триллиона рупий.
Не исключено, что недостаток финансирования будет преодолен с помощью международных кредитов. В частности, в сентябре 2007 года Россия предоставила Индонезии экспортный кредит в размере миллиарда долларов на покупку боевых машин морской пехоты БМП-3Ф, транспортных вертолетов Ми-17, ударных Ми-35М и подводных лодок проекта 877 "Палтус". Часть этой техники Индонезия уже получила, а контракт на покупку подлодок намерена заключить до конца 2011 года. В марте текущего года Россия выдала Индонезии еще один кредит в размере 5,95 миллиона долларов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы