О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолет-герой взлетел из тайги

Ту-154М авиакомпании "Алроса", совершивший аварийную посадку осенью прошлого года, поднялся в воздух

Поднять лайнер в воздух доверили опытным летчикам-испытателям из института гражданской авиации во главе с Героем России Рубеном Есаяном.

В состав экипажа вошли заслуженный летчик-испытатель, полковник Игорь Чернов, штурман Вячеслав Рогушкин, бортинженер Юрий Тюгалев.

"Это необычная ситуация, - поделился он перед взлетом. - Оптимальная длина полосы для взлета самолетов Ту-154 - 2200 метров. Длина полосы в Ижме - всего 1340 метров. Но по всем расчетам борт должен взлететь. Состояние полосы в пределах нормы. Над поселком не будем пролетать. Сделаем круг над полосой, помашем крылышком и уйдем".

Чтобы завязший в болоте лайнер взлетел, несколько сот метров его нужно было тащить до полосы. На это ушло почти полгода. Сразу было объявлено, что без пассажиров и другой нагрузки Ту-154 вполне может хватить длины полосы сельского аэродрома, но все равно и эта операция по возвращению самолета в строй воспринималась как новый подвиг пилотов и персонала аэродрома в Ижме.

Примерно в 10:50 самолет под бурные аплодисменты собравшихся взлетел и взял курс на Ухту. Сам полет проходил в особом режиме: Ту-154 летел с выпущенными шасси на высоте 3600 метров. Уже через 25 минут состоялась успешная посадка в Ухте, где самолет прошел дозаправку и в 14:30 отправился в Самару, где будет проведен капремонт. Там он приземлился в 17.00 по московскому времени.

Полет с выпущенными шасси считается нежелательным. Однако если самолет в целом в исправном техническом состоянии, инцидентов из-за этого нюанса в полете и при приземлении возникнуть не может.

Как и обещал экипаж, после взлета самолет произвел один круг над полосой в знак прощания с районом. С момента взлета и до тех пор, пока самолет был виден в небе, местные жители аплодировали. Они отчасти сожалеют, что самолет не оставили в Коми. За эти месяцы в Ижме уже привыкли к потоку туристов. Место удачной аварийной посадки стало главной достопримечательностью республики Коми.

Власти района даже строили планы относительно дальнейшего продвижения нового туристического бренда. Совет ветеранов хотел устроить музей под открытым небом. Местная детвора теперь мечтает вырасти и стать летчиками, как те пилоты, которые спасли жизни, удачно посадив самолет.

Командир Мирнинского авиапредприятия "Алроса" Олег Варнавский ранее заявил, что лайнер готов к первому полету после аварии. "Был проведен ремонт фюзеляжа, надо было заделать небольшие пробоины, которые самолет получил при посадке, а также ремонт предкрылок, полностью заменены два двигателя. Для взлета лайнер должен иметь минимальную массу, поэтому принято решение, что самолет полетит на дозаправку в Ухту с минимальным количеством топлива, без груза, без пассажиров. Взлет будет проходить против ветра, так как это сокращает длину разбега. Мы считаем, что для взлета будет достаточно и 800-метровой полосы. Помешать нам может только погода".

В Ижме с раннего утра были приняты беспрецедентные меры безопасности - перед аэропортом было выставлено три кордона оцепления (первый из них - еще за километр до выхода на ВПП). Сотрудникам полиции была поставлена задача не допустить на взлетную полосу зевак, рядом дежурили машины "скорой помощи", пожарные, спасатели.

Начальник вертолетной площадки в Ижме Сергей Сотников признал, что него самого и аэропорта это самый важный взлет за все последние годы. Именно Сотников многие годы поддерживал местную ВПП в приличном состоянии, что и позволило пилотам пассажирского лайнера удачно приземлиться. "Раньше такие большие самолеты отсюда не взлетали, поэтому готовились тщательно. С утра освежили полосу, тремя бульдозерами убрали свежий снег, сделали осевую разметку, по указанию командира судна поставили отметки на 800 метров - в точке отрыва самолета от земли. Все рады, что эта история закончилась благополучно", - рассказал он.

Как уже писал "Гудок", ТУ-154М авиакомпании "Алроса", летевший из Якутии в Москву, совершил вынужденную посадку в Ижемском районе Коми 7 сентября прошлого года.

По данным Росавиации, в полете на высоте 10,6 тысячи метров у Ту-154М отказала радиосвязь и навигационное оборудование, а также системы электропитания. Экипаж решил снизиться и перейти на визуальный полет.

После снижения до 3 тысяч метров в кабине экипажа сработала сигнализация аварийного остатка топлива в расходном баке в связи с тем, что перестали работать электронасосы перекачки топлива.

Экипаж решил произвести вынужденную посадку в аэропорту Ижмы, взлетно-посадочная полоса которого не приспособлена для эксплуатации тяжелых воздушных судов типа Ту-154. Заход на посадку осуществлялся на повышенной скорости из-за того, что из-за отказа электроприводов не удалось выпустить закрылки и предкрылки. Самолет приземлился с третьей попытки. После приземления и пробега по взлетной полосе самолет выкатился за ее пределы на 200 метров, но серьезных повреждений не получил. Все 72 пассажира и 9 членов экипажа не пострадали.

Эксперты и профессионалы пассажирской авиации оценили успешную посадку как чудо, ведь против пилотов в то утро были не только технические проблемы самолета и короткая ВПП, но и пасмурная погода.

Спустя месяц президент Медведев присвоил командиру самолета Евгению Новоселову и второму пилоту Андрею Ламанову звание Герой России, орденами Мужества удостоены бортпроводники Василий Выродов, Николай Дмитриев, Елена Дмитриева, бортинженер Рафик Каримов, бортпроводник Рифкат Низамов, старший бортпроводник Елена Разумова и штурман Сергей Талалаев. Сергей Сотников был награжден почетными грамотами Росавиации и Республики Коми....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка