Интерфакс
25 марта 2011, 18:00
"Достопримечательность" улетела
Удивительная история Ту-154, который осенью 2010 года аварийно сел на заброшенном аэродроме в селе Ижма Республики Коми, получила счастливое продолжение
В аэропорту Самары днем 24 марта произошло, казалось бы, рядовое событие - благополучно сел самолет Ту-154, следовавший из Ухты. Однако пассажиров на его борту не было. Были только четыре члена экипажа под командованием Героя России летчика-испытателя Рубена Есаяна.
Сразу после посадки воздушное судно отправилось на местный авиационный завод "Авиакор", где самолет ждет капитальный ремонт.
Судьба этой "тушки" необычайна. Более полугода назад экипаж этого самолета совершил невозможное, посадив огромную забарахлившую машину почти с сотней пассажиров на короткую заброшенную взлетно-посадочную полосу, по счастливой случайности обнаруженную летчиками среди тайги.
Самолет-герой
7 сентября 2010 года Ту-154 авиакомпании "Алроса-Авиа", на борту которого находились 9 членов экипажа и 72 пассажира, в том числе трое детей и одна беременная женщина, вылетел из аэропорта "Полярный" (Якутия) в "Домодедово" (Москва). Однако через три с половиной часа полета (около 5 часов утра) на высоте более 10 тыс. метров экипаж самолета столкнулся с серьезными проблемами - сначала неожиданно отказала радиосвязь и навигационное оборудование, следом системы электропитания.
Командиры экипажа - Андрей Ламанов и Евгений Новоселов - приняли решение снижаться и перейти на визуальный полет. Тут же обнаружились новые неполадки - сработала сигнализация аварийного остатка топлива в расходном баке в связи с тем, что электронасосы перекачки топлива в расходный бак перестали работать. Ситуация стала по-настоящему опасной, нужно было срочно сажать аварийное судно. Но куда? Кругом бесконечная тайга Коми, погода как назло пасмурная, а ближайшие крупные аэропорты в сотнях километров.
Сначала пилоты заметили небольшую речку, потом "островок" цивилизации - дома и огороды, а затем и небольшую взлетно-посадочную полосу. "Мы стали разворачиваться, строить маневр. Три захода сделали, смотрели, вдруг там трактора стоят", - вспоминал позднее один из членов экипажа.
"После того, как в полете произошло отключение электроприборов, экипаж был вынужден посадить самолет. Посадка производилась в ручном режиме, радиосвязь не работала, диспетчерское сопровождение не осуществлялось", - так описали эту критическую ситуацию в Росавиации. Усугубило положение летчиков и то, что им перед посадкой не удалось выпустить закрылки и предкрылки из-за отказа электроприводов.
Надо заметить, старый военный аэропорт поселка Ижма, к которому с гудением приближалась невиданная здесь доселе громада Ту-154, не функционировал к тому моменту более 12 лет. Да и предназначался он когда-то для малой авиации - длина его посадочной полосы составляет всего 1,3 тыс. метров. Пассажирскому лайнеру "уложиться" в такое расстояние было невозможно.
Тем не менее, иного выбора у пилотов "тушки" не было... После посадки самолет на огромной скорости выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, где "тормозил" еще почти 200 метров. Шасси дымились, крылья и фюзеляж ломали деревья как спички, двигатели с ревом засасывали ветки. Однако после того, как самолет остановился, стало ясно - произошло чудо. Обычно при подобных обстоятельствах воздушные суда разламываются на части и загораются. Здесь же все остались целы и невредимы (если не считать четверых пассажиров, у которых из-за пережитого стресса поднялось давление).
Уже через 10 минут людей с борта эвакуировали, самолет оцепила местная милиция. Пассажиров аварийного рейса после осмотра медиков разместили в ижминском спортивном комплексе, обеспечили горячим питанием и питьевой водой, вернули в целости и сохранности багаж. Вечером того же дня всех пассажиров вертолетами перевезли в аэропорт Ухты, оттуда чартерным рейсом той же авиакомпании"Алроса-Авиа" они, наконец, добрались до Москвы.
С летчиками тем временем стали беседовать следователи и представители Росавиации. Впрочем, всем очень скоро понятно, что пилотов рейса Полярный - Москва нужно не допрашивать, а качать на руках. Анализ "черных ящиков" и техническая экспертиза показали, что экипаж сделал практически невозможное, удачно посадив, по сути, обесточенный самолет. Об этом уникальном случае стали писать в СМИ, героизм летчиков начали активно обсуждать в блогах и социальных сетях.
В ноябре президент России Дмитрий Медведев вручил девяти членам экипажа Ту-154 государственные награды. Высокое звание Героя России присвоено двум командирам воздушного судна - Андрею Ламанову и Евгению Новоселову. Штурман Сергей Талалаев, бортинженер Рафик Каримов, старший бортпроводник Елена Разумова и бортпроводники Василий Выродов, Николай Дмитриев, Елена Дмитриева, Рифкат Низамов получили ордена Мужества.
"В жизни всегда есть место подвигу, но у вас особенная профессия - каждый раз, когда люди пересекают вход на воздушное судно, они доверяют вам свою жизнь, и от того, насколько вы точны, собранны, готовы принять решение, зависит их и ваша судьба", - сказал глава государства, вручая награды.
По его словам, за последние годы это был беспрецедентный случай, когда такого рода летное происшествие завершилось без тяжелых последствий. Как подчеркнул Медведев, самой адекватной наградой за то, что совершил экипаж Ту-154, является не столько государственные знаки внимания, сколько "благодарность людей, которые были в самолете, их близких и всей страны".
Между тем, эксперты и сами пилоты отметили немалую заслугу в спасении людей начальника аэродрома Ижмы Сергея Сотникова, который более десятилетия поддерживал "списанную" взлетно-посадочную полосу в рабочем состоянии: убирал мусор, вырубал подлесок, прораставший между бетонными плитами, "воевал" с местными предпринимателями, которые иногда сгружали на полосу свои грузы, заставлял грибников убирать автомобили и т.д. Если бы на пути садившейся "тушки" было бы хоть малейшее препятствие, даже небольшое деревце, ситуация могла бы закончиться весьма печально, говорят эксперты.
Росавиация и правительство Коми наградили Сотникова за его добросовестность почетными грамотами, пользователи интернета собрали деньги и купили в подарок начальнику аэродрома новый снегоход, а восхищенные любители авиации из Кирова подарили ему знаменитую дымковскую игрушку в виде самолета Ту-154. В конце прошлого года Сотников участвовал в телепередачах о спасении самолета, побывал на прямой линии с премьер-министром России Владимиром Путиным, успев даже побеседовать с главой правительства о перспективах развития малой авиации на Севере.
Помахал крыльями на прощание
Между тем, вскоре после инцидента встал вопрос о будущем воздушного судна. У него были повреждены шасси, подкрылки, двигатели и тормоза. Однако осмотрев машину, специалисты пришли к выводу о том, что самолет не только сможет взлететь, но и после капремонта вернуться к регулярным рейсам. Основной ремонт, который позволил бы самолету добраться до авиаремонтного завода, проводили здесь же в Ижме, под открытым небом. Техники обновили часть обшивки фюзеляжа и крыльев, заменили шасси, поставили два новых боковых двигателя. И вот недавно работы закончились, и Росавиация, наконец, дала "добро" на взлет героической "тушки".
Днем "икс" назначили 24 марта.
Погода в это день выдалась ясной, как говорится, "летной". Однако перед пилотами стояла проблема, обратная той, что решали летчики Ламанов и Новоселов за полгода до этого. Чтобы поднять в воздух Ту-154, нужно было не менее 2,3 тыс. метров взлетной полосы, а полоса в Ижме, как мы уже отмечали, почти на километр короче. Для решения этой непростой задачи самолет избавили от всего лишнего: никаких пассажиров, никакого груза, минимум топлива. В итоге для разгона самолету хватило всего 800 метров - помог встречный ветер.
Примерно в 10:50 мск Ту-154 под бурные аплодисменты собравшихся оторвался от земли, сделал круг над аэродромом и, "помахав" крыльями, взял курс на Ухту, а оттуда на Самару. Полет, по рекомендации Росавиации, проходил на высоте 3,6 тыс. метров с выпущенными шасси.
"Конечно, для нашего аэродрома это самый важный взлет за все последние годы, - заявил "Российской газете" после "проводов" Сергей Сотников. - Раньше такие большие самолеты отсюда не взлетали, поэтому готовились тщательно. С утра освежили полосу, тремя бульдозерами убрали свежий снег, сделали осевую разметку (…). Все рады, что эта история закончилась благополучно".
Впрочем, после этого он признался, что аварийное приземление самолета, возможно, было "неким знаком для нашего маленького поселка". "Может, знак того, что пора возрождать малую авиацию. Вы ведь добираясь сюда, на себе испытали, люди мучаются, когда едут в большие города и обратно. Теперь грустно, что самолет улетает", - сказал начальник аэропорта.
Смешанные чувства испытывают и другие жители Ижмы. Начиная с того самого дня, когда случился авиаинцидент, и в течение всех последующих месяцев ижминцы чувствовали себя причастными к важному, незаурядному событию, о котором с восхищением говорила вся страна. Кроме того, дорога к аэродрому успела стать довольно популярным туристическим маршрутом, взглянуть на героическую "тушку" приезжали целые экскурсионные группы. Постоянный заработок имели и здешние таксисты, которые ежедневно возили гостей поселка к "достопримечательности". Гостиницы Ижмы тоже пережили бум. В день, когда "таежный лайнер" улетал, некоторых чиновников, журналистов и инженеров пришлось и вовсе размещать в кабинетах местной администрации, так как все отели были переполнены.
Теперь местные жители предлагают дать славному самолету имя "Ижма", руководство компании "Алроса-Авиа" пообещало над этим подумать. Добавим, что память об этом удивительном эпизоде в жизни поселка останется в ижемском районном историко-краеведческом музее, где еще в октябре прошлого года открыли специальную экспозицию. На ней собраны фотографии, вырезки из газет, документы и другие свидетельства "чудесной посадки...
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 27, 2024
Аэрофлоту подтвержден рейтинг НРКУ 7++ "Развитая практика корпоративного управления"
Ноябрь 27, 2024
Серия становится шире: рыбинское издательство "Медиарост" представило новинки авиатематики
Ноябрь 27, 2024
В 12 школах Белгорода откроются классы по управлению беспилотниками
Ноябрь 27, 2024
Делегация НПЦ БАС ЯО на Московском международном инженерном форуме