О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Минтранс отрегулировал чартеры

Минтранс меняет порядок выдачи разрешений на чартерные авиарейсы, который вызвал целый ряд скандалов и конфликтов и в прошлом, и уже в этом сезоне

Минтранс меняет порядок выдачи разрешений на чартерные авиарейсы, который вызвал целый ряд скандалов и конфликтов и в прошлом, и уже в этом сезоне. Теперь на массовых направлениях - в целом в 28 стран - авиакомпании смогут получать разрешения на полеты "без ограничений", то есть без согласования с регулярными перевозчиками. Однако у участников рынка могут возникнуть другие ограничения, связанные с положениями межгосударственных авиасоглашений.

Сегодня в Росавиации пройдет очередное заседание лицензионной комиссии, которая выдает авиакомпаниям разрешения на чартерные рейсы. На нем должно быть обнародовано поручение Минтранса, фактически отменяющее действие п. 20 приказа министерства N 92 от 2008 года, который предписывал согласовывать заявки на чартеры с назначенным регулярным перевозчиком на линии. Теперь Минтранс предписывает выдавать разрешения на чартеры "в места массового отдыха российских граждан без ограничений".

Приказ N 92 был подписан в 2008 году, но реально заработал только прошлым летом. Напомнил рынку о праве регулярного перевозчика ограничивать чартеры "Аэрофлот". В результате разразился целый ряд скандалов и конфликтов. Росавиация даже отзывала выданные разрешения. "Туроператоры вынужденно пересаживали туристов в Ираклион (Крит) с рейсов других авиакомпаний на "Аэрофлот", а цены на билеты в этот аэропорт выросли в среднем по рынку на 15-30%",- вспоминает глава пресс-службы Sky Express Виталий Коренюгин.

Некоторые авиакомпании шли на открытое противостояние. Например, "Трансаэро" подала судебные иски к Росавиации из-за отзыва допуска на рейсы в Ларнаку (Кипр), где назначенным перевозчиком был "Аэрофлот". В итоге суд признал действия ведомства незаконными. Опытом воспользовалась "ВИМ-Авиа", которая пыталась через суд отстоять право летать в Болгарию,- рейсы не согласовывала "Сибирь". В итоге стороны заключили соглашение, "ВИМ-Авиа" вернулась на маршруты.

В этом году "Трансаэро" выступила уже на другой стороне, воспользовавшись правом назначенного перевозчика для отказа Sky Express в согласовании рейсов в Пардубице (Чехия). В итоге 264 пассажира Sky Express после 12-часового ожидания были отправлены только в порядке исключения.

Теперь ситуация должна измениться. В Росавиации "Ъ" пояснили, что для "уточнения" рекомендации Минтранса ведомство совместно с Ростуризмом составило список "массовых направлений". К ним кроме Турции и Египта, в которые разрешения и раньше выдавались без согласований, отнесены Болгария, Греция, Кипр, Китай, Индия, Иордания, Тунис, Марокко, Франция, Австрия, Черногория, Швейцария, Германия, ОАЭ, Норвегия, Венгрия, Куба, Доминиканская Республика, Малайзия, Индия, Хорватия, Вьетнам, Португалия, Чехия, Англия и Финляндия.

Большинство назначений на перечисленных направлениях до сегодняшнего дня было распределено между крупнейшими участниками рынка - "Аэрофлотом", "Сибирью" и "Трансаэро", что позволяло авиакомпаниям регулировать приток конкурентов на маршруты и фактически стоимость билетов, отмечает глава комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. Но после выхода поручения Минтранса, говорят участники рынка, ряд авиакомпаний уже пересматривают свои летние чартерные планы в сторону увеличения. Например, "Кавминводыавиа" претендует на рост частот на Болгарию, а Sky Express хочет все-таки получить разрешение на Пардубице. Назначенные перевозчики ситуацию не комментируют.

Дмитрий Горин надеется, что Росавиация будет следовать новым рекомендациям Минтранса и конфликтов удастся избежать. Но глава Русского чартерного центра Алексей Молоканов считает, что вопрос либерализации выдачи разрешений на чартеры нельзя считать решенным, поскольку существуют еще и межправительственные соглашения, в некоторых из которых жестко прописаны нормативы выдачи разрешений на чартерные и регулярные программы. Источник "Ъ" в Росавиации подтверждает это, отмечая, что статус у межгосударственных соглашений всегда выше, чем у внутренних нормативов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка