Finam.info
5 марта 2011, 17:00
Кто ответит за разгерметизацию Boeing 737?
История с самолетом Boeing 737, который 1 апреля совершил аварийную посадку из-за разгерметизации фюзеляжа, получила продолжение - вернее, "предисловие". Выяснилось, что аналогичная ситуация уже имела место два года назад
Выяснилось, что аналогичная ситуация уже имела место два года назад. 13 июля 2009 года самолет 737-300, принадлежащий той же компании Southwest Airlines, совершая полет по маршруту Балтимор - Вашингтон, был вынужден экстренно приземлиться в аэропорту города Чарльстон (шт. Западная Вирджиния). На высоте 30 тыс. футов (чуть более 9-ти тысяч метров) пассажиры услышали громкий хлопок, и одну из верхних панелей облицовки салона "подсосало" к верхней обшивке фюзеляжа. Через полчаса самолет благополучно приземлился. При послеполетном осмотре впереди основания киля была обнаружена "дыра, через которую мог пролететь футбольный мяч".
Расследование Национального бюро по безопасности на транспорте (NTSB) показало, что причиной инцидента стала усталость металла. Еще до происшествия на внутренней поверхности закраины панели обшивки существовали усталостные трещины.
Можно отметить, что инцидент в Чарльстоне произошел всего через четыре месяца после того, как Southwest Airlines согласилась заплатить $7,5 млн штрафа, чтобы "урегулировать" противостояние с Федеральной авиационной администрацией (FAA). Авиакомпания обвинялась в том, что уклонялась от проведения проверок на наличие трещин в фюзеляже. Помимо штрафа, компании было вменено усилить контроль за проведением техосмотров, а также чаще предоставлять инспекторам FAA документацию по текущему техническому состоянию самолетов.
Впрочем, вряд ли "поверхностные" проверки могли что-либо обнаружить. Согласно заявлению руководства Southwest Airlines, самолет Boeing 737-3H4 с бортовым номером N387SW менее чем за месяц до летного происшествия прошел необходимые по графику процедуры технического обслуживания. Никаких неисправностей при этом выявлено не было.
После инцидента 2009 года авиаперевозчик проверил весь свой парк самолетов этого типа. Нарушений конструкции также обнаружено не было.
Самолет N387SW имеет заводской номер 26602, и совершил свой первый полет 16 июля 1994 года. К моменту летного происшествия срок его эксплуатации составлял примерно 15 лет. Комплектация 3H4 была разработана под заказ Southwest Airlines - для других авиакомпаний применяются другие обозначения машин семейства 737-300.
Совершивший 1 апреля сего года экстренную посадку в Юме (шт. Аризона) лайнер Southwest Airlines относился к тому же типу 3H4. Его бортовой номер N632SW, заводской - 27707. Свой первый полет этот самолет совершил на два года позже, чем его "предшественник по несчастью" - 3 июля 1996 года.
В сочетании с тем, что между двумя инцидентами также прошло около двух лет, это работает на версию об усталости металла. Однако самый первый 737-300 был сдан заказчику (Pakistan International Airlines) в июле 1984 года.
Самолеты версии 3H4 начали выпускаться в конце 1984 года. Старейший из них (з/н 22940) был вторым серийным "трехсотым", и до сих пор эксплуатируется все той же Southwest Airlines. Всего в парке компании, насчитывавшим на 31 декабря 2010 года 548 самолетов Boeing 737, модель 737-300 составляет не меньше трети. Другая часть парка - самолеты 737-500, которые, как и "трехсотый", относятся к семейству Classic. Более поздние версии 737NG (New Generation) фактически являются новыми самолетами, в том числе и по конструктивно-силовой схеме планера.
Усталостные разрушения можно списать на интенсивную эксплуатацию Southwest Airlines. Действительно, этот бюджетный авиаперевозчик гоняет свои самолеты "в хвост и в гриву". В среднем Boeing 737 Southwest Airlines совершают по 6 полетов в день. Средний налет составляет 10 часов 51 минуту в день. При этом длина типового маршрута - 648 миль, средний полет занимает 52 минуты.
Однако интенсивность эксплуатации не объясняет, почему самолеты, имеющие больший суммарный налет, живут и здравствуют, а их более молодые "коллеги" теряют панели фюзеляжа.
К счастью, пока дело ограничивается разгерметизацией и экстренной посадкой. Самый известный "прочностной" инцидент произошел в 1988 году с Boeing 737-297 (это "двухсотая" версия, семейство Original), принадлежащим компании Aloha Airlines (Гавайи). Несмотря на устрашающий вид (самолет потерял обшивку фюзеляжа между крылом и пилотской кабиной), посадка была благополучной. Единственной жертвой этого летного происшествия стала стюардесса, которую при взрывной разгерметизации салона перепадом давлений просто выбросило за борт.
Два летных происшествия, случившиеся с 737-300 по одной и той же причине, возвращают нас в эпоху зарождения авиации. Тогда создатели первого серийного реактивного лайнера Comet - инженеры британской компании de Havilland, поплатились за "общий уровень незнания" мировой авиации. Несколько самолетов было потеряно в катастрофах, прежде чем удалось понять их причину.
Она довольно проста: в каждом полете при наборе высоты давление внутри салона "распирает" фюзеляж, а при снижении эта нагрузка снимается. Циклические "надувания и сдувания" фюзеляжа вызывали усталость металла. Предвидеть это никто не мог, поскольку методов расчета и испытаний на такие нагрузки тогда не были известны.
С тех пор авиационные инженеры научились многому, и катастрофы по этой причине самолетам уже не грозят. Однако Southwest Airlines понесет в результате инцидента этого года серьезные убытки. Компания уже сообщает об отмене или переносе порядка четырехсот рейсов. Проверки идут дотошно, но пока ничего не дают - все обследованные самолеты признаются годными.
Скорее всего, в ближайшее время мы станем свидетелями разбирательств с участием Southwest Airlines, Boeing, NTSB и FAA. За инциденты кто-то должен ответить, но пока непонятно, кто именно станет "козлом отпущения" - авиакомпания или производитель самолетов. На стороне Boeing - авторитет и влияние, однако Southwest Airlines отвечает за жизни и здоровье ста миллионов пассажиров, которых компания перевозит ежегодно. Не исключено, что козыри авиаперевозчика окажутся сильнее....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси