Коммерсантъ
22 июня 2011, 10:17
"Аэрофлот" развернулся в воздухе
Второй день авиасалона Le Bourget обернулся скандалом вокруг заказов "Аэрофлота". Компания объявила о резком ухудшении отношений с европейским авиаконцерном Airbus, который до сих пор поставлял ей большинство самолетов
Вчера на авиасалоне Le Bourget 2011 "Аэрофлот" подписал с Boeing контракт на покупку восьми Boeing 777-300 вместимостью 380 пассажиров. Компании не хватает дальнемагистральных самолетов, которые можно было бы поставить на рейсы в Нью-Йорк или Токио. Контракт еще на восемь Boeing 777-200 и 777-300 был подписан в марте. Сумму парижской сделки стороны не назвали, но источник "Ъ" в "Аэрофлоте" сказал, что цена не изменилась, то есть она составила $1,15 млрд за восемь самолетов. Таким образом, авиакомпания купила воздушные суда со скидкой в 50% к каталожной цене. Поставлены они должны быть в 2013-2018 годах.
Причины дисконта Boeing и "Аэрофлот" не комментируют, зато активно говорят о расширении сотрудничества. В 2007 году "Аэрофлот" заказал 22 самолета Boeing 787-8 Dreamliner. Это новый проект американского концерна, с которым возник целый ряд проблем. Серийный выпуск самолетов, исходно намеченный на 2009 год, до сих пор не начат. Но на Le Bourget Boeing представил концепцию 787-10, продолжения линейки Dreamliner. Новый самолет будет большей дальности и на 100 пассажиров вместительней, чем 787-8. И "Аэрофлот" может стать его стартовым заказчиком. Глава компании Виталий Савельев пояснил, что текущий контракт по 787-8 оговаривает возможность конвертации заказа в более продвинутую версию и "Аэрофлот" "всерьез размышляет о том, чтобы воспользоваться предложением".
На фоне анонсов активизации сотрудничества с Boeing "Аэрофлот" выступил с резкой критикой его основного конкурента, европейского Airbus. Высокопоставленный источник в авиакомпании заявил журналистам, что она будет пересматривать объем сотрудничества с Airbus, самолеты которого сейчас составляют 80% парка "Аэрофлота" (самолетов Boeing у "Аэрофлота" всего 13). Причины ухудшения отношений он объяснил тем, что с концерном "стало невозможно" договариваться по срокам поставки самолетов, а также по "процентному коридору, в рамках которого может меняться цена техники к моменту поставки". "Airbus делает предложение на покупку трех A330 и дает несколько дней на размышление, но на следующий день сообщает, что самолеты уже проданы,- утверждают в "Аэрофлоте".- Даже ОАК ведет себя лучше".
"Аэрофлот" пытался решить конфликт с руководителем Airbus Томом Эндерсом. Но встречу глав компаний в ходе Le Bourget представители перевозчика назвали "протокольной" и "непродуктивной", хотя и отметили, что пока ухудшение взаимоотношений не затрагивает текущие поставки заказанных ранее A320 и A330. В результате делегация "Аэрофлота" демонстративно гуляла по стенду Boeing, слушая экскурсию руководителя концерна в России и СНГ Сергея Кравченко.
Заявления "Аэрофлота" стали одной из основных тем разговоров участников авиасалона. В самом Airbus не смогли оперативно прокомментировать претензии российского перевозчика - пресс-служба концерна объяснила это занятостью руководства. "Ъ" нашел главного исполнительного директора Airbus Джона Лихи на открытой пресс-конференции концерна, однако задать вопрос ему не удалось. Модератор мероприятия прервал вопрос корреспондента "Ъ" на слове "Аэрофлот", сказав, что ответ на вопросы по этой авиакомпании будут даны позже. К вечеру Airbus распространил сообщение, в котором выразил "сожаление по поводу чувств сотрудника авиакомпании" и предложил "решать проблемы в индивидуальном порядке".
Собеседники "Ъ" в отрасли по-разному оценили заявления "Аэрофлота". Источник на лизинговом рынке считает, что компания "сама виновата". "Во время кризиса и спада перевозок "Аэрофлот" попросил сдвинуть сроки поставки А330 на более позднее время,- рассказал собеседник "Ъ".- На подъеме "Аэрофлот" вернулся к этим планам, но его слоты уже были отданы другим компаниям, и резко заменить их чем-то другим Airbus не мог". В Объединенной авиастроительной корпорации удивились конфликту авиакомпании и Airbus, но сказали, что это "вполне в стиле нового руководства "Аэрофлота" - влиять на производителей техники любыми способами" (Виталий Савельев возглавил компанию два года назад, экс-гендиректор Валерий Окулов стал замминистра транспорта).
Глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что в последние несколько лет динамика развития Boeing в России "впечатляет". В частности, концерн стал ключевым партнером подконтрольной "Ростехнологиям" "ВСМПО-Ависмы", поставляющей Boeing титан. Но в какой степени тесное сотрудничество американской корпорации с "Ростехнологиями" и российскими властями влияет на стратегию "Аэрофлота", эксперт оценить затруднился. Но перестать сотрудничать с Airbus российский перевозчик не должен, уверен Олег Пантелеев, поскольку не сможет сразу "пересесть" с самолетов семейства А320 на Boeing 737. В самом "Аэрофлоте", впрочем, уточнили, что просчитывают вариант передачи А320 своим дочерним авиакомпаниям.
Глава редакционного совета "Авиатранспортного обозрения" Алексей Комаров сомневается, что "Аэрофлот" пойдет дальше громких заявлений и прекратит сотрудничество с Airbus. Эксперт уверен, что затраты компании на переориентацию на другую технику будут выше цены компромисса с авиаконцерном. Он отмечает, что лавирование между крупнейшими производителями - известная практика авиакомпаний по всему миру и призвано добиться "каких-либо преференций". Потеря "Аэрофлота" как заказчика, добавляет Алексей Комаров, была бы для Airbus существенна, но не критична. Концерн ежемесячно производит 45 самолетов, и все они законтрактованы, на этом фоне потеря "Аэрофлота" "не выглядит катастрофой, хотя любой заказчик, конечно, важен"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов