Московские новости
27 июля 2011, 10:20
Индийцы подгоняют
Индийские военные ищут альтернативные варианты оснащения своих воздушных сил на тот случай, если совместная с Россией программа разработки истребителя пятого поколения не увенчается успехом
Анонимный собеседник Times of India в национальном министерстве обороны рассказал, что ведомство анализирует возможность дополнительно приобрести 63 истребителя среднего класса помимо 126 таких же машин, покупка которых предусмотрена условиями проходящего сейчас международного тендера. На такой шаг местные военные пойдут в случае, если две ключевые оборонные программы не удастся выполнить в заданный срок. Это разработка российско-индийского истребителя пятого поколения ПАК-ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и запуск в серийное производство индийского легкого боевого самолета LCA (Light Combat Aircraft).
"Если сроки проектов LCA "Теджас" и индийско-российского малозаметного ПАК-ФА не будут соблюдены, мы закупим дополнительную партию средних многоцелевых боевых самолетов (MMRCA, Medium Multi-Role Combat Aircraft) для поддержания боеспособности ВВС Индии", - цитирует газета свой источник. Примечательно, что три упомянутых самолета относятся к разным классам, поэтому чисто технически не могут служить полноценной заменой друг другу. Объединяет эти машины, пожалуй, лишь то, что вокруг каждой из них вращаются крупные финансовые интересы, индийские и зарубежные.
Тендер MMRCA был объявлен в 2007 году. Стоимость заказа, который получит компания-победитель, оценивается в $10-12 млрд. Россию в этом состязании представлял МиГ-35, однако в апреле этого года российская заявка была исключена из короткого списка претендентов, о чем "МН" подробно писали 29 апреля. Тогда же тендер покинули два самолета, предложенных США, а еще раньше из него выбыла шведская компания Saab, продвигавшая свой истребитель JAS 39 Gripen IN. В коротком списке индийские власти оставили две европейские модели: Typhoon производства консорциума Eurofighter и Rafale французской компании Dassault. Окончательный выбор они обещают сделать в этом году или в начале следующего.
LCA "Теджас" (что на хинди означает "Сияющий") уже в течение многих лет служит одним из символов стремительного технологического развития Индии. Эта программа создания своими силами одномоторного сверхзвукового истребителя была утверждена правительством страны еще в 1983 году. А готовый продукт, то есть самолет, официально признанный годным к приему на вооружение ВВС, появился только в январе 2011 года - почти 28 лет спустя. При таких темпах опасения анонимного источника Times of India, что развертывание серийного производства этой модели тоже может затянуться, действительно имеют под собой почву.
Самая свежая из оборонных программ ВВС Индии - это совместная с Россией разработка истребителя пятого поколения. 21 декабря 2010 года Россия и Индия заключили контракт на разработку эскизно-технического проекта индийского варианта ПАК-ФА, который получил наименование FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Индия обязалась вложить в этот проект $295 млн. Первый полет индийского варианта намечен на 2015 год. (Российский прототип ПАК-ФА, разработанный ОКБ "Сухой", уже поднялся в воздух в январе 2010 года.) ВВС Индии собираются приобрести 250-300 FGFA на общую сумму $25 млрд.
"Видимо, у индийцев возникла какая-то трудность на переговорах с "Сухим", и они решили намекнуть партнерам, что могут обойтись без них", - объяснил утечку информации замдиректора Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Константин Макиенко.
По его словам, никакого другого очевидного смысла эта публикация не имеет. "О том, что заказ на MMRCA может быть увеличен со 126 машин примерно до 190, говорилось с самого начала тендера, - указывает эксперт. - Это не та новость, которую бы стоило сообщать прессе под таким секретом". Кроме того, эксперт отмечает, что самолеты Typhoon и Rafale, которые сейчас фигурируют в тендере, были разработаны в 80-е годы прошлого века. "Индийские военные планируют использовать средние истребители до 2050 года, а к тому времени любой из этих двух самолетов как платформа будет выглядеть архаично, - говорит Макиенко. - Хотя в современной боевой авиации платформа уже не играет такой роли, как раньше, боевые возможности истребителей теперь в большей степени определяются уровнем вооружения и бортовой электроники, тем не менее из самолета прошлого века полноценную замену самолету пятого поколения сделать невозможно".
Похожего мнения придерживается российский представитель международного отраслевого журнала Flight International Владимир Карнозов. "Контракт на разработку FGFA заключен всего лишь в конце прошлого года, - напоминает он. - То есть сейчас программа находится в стадии осмысления. В частности, детально формулируются требования, которые Индия предъявляет к будущей машине, уточняются роли, права и обязанности сторон. В такой момент нет ничего удивительного, что партнеры используют среди прочего и утечки в прессу, пытаясь воздействовать на ход переговоров". Комментарий компании "Сухой", в состав которой входит одноименное ОКБ, вчера получить не удалось....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Авиакомпания "Волга-Днепр" выполнила три чартерных рейса с высокотехнологичным медицинским оборудованием
Декабрь 23, 2024
Стендап на высоте 7600 метров: бортпроводник QAZAQ AIR выступил перед пассажирами
Декабрь 23, 2024
Путин призвал привести в порядок инфраструктуру вокруг новых аэропортов