АК "Аэрофлот - российские авиалинии"
4 октября 2011, 12:18
Интервью генерального директора ОАО "Аэрофлот" В.Г. Савельева
Безопасность полетов и цены на билеты - что думает об этом Аэрофлот? Интервью генерального директора компании Виталия Савельева
В: После известных событий этого года в нашей авиации на высшем уровне прозвучали слова о том, что российские авиакомпании должны начать летать на новых самолетах. С Аэрофлотом это уже произошло. Позволяют ли экономические условия российским авиакомпаниям постоянно обновлять свой авиапарк?
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): Нужны не просто новые самолеты. У нас должны быть надежные самолеты, которые проходят своевременное техобслуживание и ремонт. Самолеты, которые должны обеспечивать те условия безопасности, которых требует международный стандарт. Мы, компания "Аэрофлот" - а в России сейчас всего две таких авиакомпании, - соответствуем международному стандарту IOSA. В этом году продлили сертификат в третий раз - до 2013 года. Это серьезный стандарт, который требует от нас максимум внимания и безопасности. Если авиакомпании уделяют должное внимание безопасности, не важно, на каких самолетах они летают. Потому что срок службы самолетов очень большой - до 20 лет самолет может легко летать. И второе - это финансовые средства, которые позволяют осуществлять профилактические ремонты, тестирование самолетов.
В: Дело не в закупке новых самолетов, а в создании системы техобслуживания. Здесь есть экономические проблемы, которые нужно решить для того, чтобы все российские авиакомпании могли этим требованиям соответствовать?
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): Авиакомпания должна быть эффективной с точки зрения экономики. Если экономика в авиакомпании слабая, она не может себе позволить дорогостоящее обслуживание и качественный ремонт самолетов. Это одна из проблем, которая существует в авиаотрасли. Что касается использования новых машин, то такова концепция Аэрофлота. Здесь есть как плюсы, так и минусы. Пассажиры нас ругают за дорогие билеты. Но сделать качественное питание, на уровне мирового сервиса, и обеспечить безопасность по мировым стандартам - это стоит денег. И это нельзя сделать дешево. Количество авиакомпаний у нас в стране - более 130. Это избыточно. И эти "живопырки" - как их назвал вице-премьер Сергей Борисович Иванов - конечно, должны сокращаться. Если мы пойдем по этому пути, то крупные компании... В России примерно 10-15 компаний, которые закрывают весь объем перевозок по стране. Они обеспечат не только объем, но и качественный сервис и безопасность.
В: Аэрофлот формирует свой бренд как бренд премиум-сегмента. Что для этого нужно помимо определенной маршрутной сети, которая пользуется спросом? Что еще нужно делать?
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): Это серьезная задача. Задача многозвенная. Здесь нет какой-то одной операции, которая позволила бы Аэрофлоту себя позиционировать в качестве глобального игрока. Прежде всего, это борьба за пассажира. За последние два года мы получили нашего транзитного пассажира. Сегодня около 80% всех иностранцев, которые летают в Россию, пользуются рейсами Аэрофлота.
В: Известно, то российское огромное небо - это в том числе маршруты из Европы в Азию. Об этих пассажирах Аэрофлот думает?
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): Аэропорт может построить бизнес. А построить хаб, сделать из аэропорта хаб может только авиакомпания. Хаб - это расписание пассажира, который летит, к примеру, в Европу или в Америку. У него в Москве стыковка. Что было раньше? Почему предпочитали другие иностранные компании? Потому что такая компания встала на крыло - и ушла сразу по назначению. Время стыковки - полтора-два часа. Наша задача была довести стыковку в Терминале D"Шереметьево" также до часа-полутора. Пассажир, прибывший в Москву, не ждет, как раньше, 6-8 часов, теряя интерес к полету, потому что в аэропорту находиться тяжело. Мы также пытаемся его через полтора-два часа отправить в Европу. За счет этой стыковки мы получили увеличение пассажиропотока. Лучший результат Аэрофлота при той же емкости кресел был 9,2 млн. пассажиров. В прошлом году было 11,3 млн. Это существенный рост.
В: В глазах иностранных потребителей Аэрофлот сохраняет равноценные позиции по сравнению с крупнейшими мировыми игроками?
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): Что реально произошло за последние два с половиной года? То, что Аэрофлот третий сезон занимает первое место в Европе по обслуживанию на борту. Мы делали с помощью международной компании Bainоценку NPS. Очень большому количеству пассажиров, в том числе и зарубежным, задавался вопрос: вы бы порекомендовали Аэрофлот своим друзьям и знакомым? Мы получили 44%. Это в два раза больше, чем у головных перевозчиков в Европе. В Ле-Бурже мы получили "авиационный Оскар" - премию SkytraxWorldAirlineAward. Вошли в тройку самых динамично развивающихся авиакомпаний мира. Впереди нас два китайских авиаперевозчика, третьи - мы.
В: Какие критерии включает в себя понятие динамика развития?
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): Качество сервиса, применение новых технологий, выручка. Там очень много критериев. Идет опрос миллионов пассажиров в разных странах. По оценке другого агентства, мы получили 4-е место в мире по качеству питания. Здесь проблемы на борту нет. Нам главное удержать наши лидирующие позиции. Но Аэрофлот в целом компания трехзвездочная. Потому что оценка ведется не только в воздухе, но и на земле. На земле у нас есть проблемы. Наше хозяйство, в частности, "Шереметьево", наш дом - ему предстоят еще многие изменения для того, чтобы он стал аэропортом четырехзвездочным. Тогда мы сможем реально конкурировать и с большими грандами, которые имеют за счет земли преимущества наверху.
В: Первый класс когда появится в Аэрофлоте?
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): Первый класс фактически есть. Так же, как и у наших российских конкурентов. Первый класс формально появится тогда, когда на земле появится отдельный зал, который будет соответствовать первому классу. Первый класс - это дорогое удовольствие. В этом зале должны быть все привилегии, включая трансфер до терминала первого класса и от терминала до борта. Наши аэропорты не строились под тот уникальный класс со слишком дорогим обслуживанием. И если мы будем это строить, то в воздухе мы его обеспечиваем.
В: Кого вы считаете лучшим? У кого Аэрофлоту надо учиться?
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): Мы за основу брали два с половиной года назад компанию "Сингапурские авиалинии". Часть наших кабинных экипажей прошли стажировку. Оттуда наши бортпроводники привезли восемь лицензий на обучение. Они стали сертифицированными инструкторами. Мы учим экипажи у себя в авиационной школе. Сервис, который показывают азиатские компании, - это сервис, достойный подражания. Мы его постоянно изучаем.
В: На "Сингапурских авиалиниях" есть то, что я увидел в первый раз. Во всех сидениях бизнес-класса, и эконом-класса в том числе, расположены трубки, которые принимают кредитную карту, с которой можно позвонить в любую точку земли. Огромный пакет развлекательных программ. К сожалению, в Аэрофлоте таких новинок пока я не видел.
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): Аэрофлот - это хорошая инновационная площадка. Много современных технологий мы внедрили за последние два года, и это учитывается при различных номинациях. Прежде всего, вы можете с мобильного телефона зарегистрироваться и пройти на борт. Вы можете сделать это через сайт. Не только забронировать - купить билет, но и выбрать себе место. У нас есть единственный пока самолет, который уже летает, где вы можете воспользоваться WiFi и позвонить с телефона. Таких самолетов у нас будет три. Но все новые самолеты, которые мы будем получать, уже оборудованы для передачи данных, и вы как пассажир на новых самолетах сможете говорить со своего телефона. Вам не нужна будет кредитка. У нас уже есть такой эксперимент.
В: Модная тема последних лет. Как Аэрофлот развивается в виртуальном пространстве?
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): Мы сделали MobileCheck-In- регистрацию с мобильного телефона. Мы сделали WebCheck-In- регистрацию с сайта. В прошлом году наш сайт был признан в России лучшим. Мы его постоянно модернизируем. Внедряем инновации, смотрим, что происходит за рубежом. Аэрофлот постоянно присутствует в социальных сетях. У меня есть личная страничка в Твиттере. Я много информации сам получаю.
В: Вы читаете, что пишут?
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): Я и читаю, и пишу. Многие проблемы я узнаю из Твиттера.
В: Какая самая интересная запись, самая важная информация, которую вы получили через Интернет?
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): В Твиттере я первый узнаю о какой-либо проблеме, которая есть в аэропорту. Зачастую сигналы оказываются ложными. Но часты и сигналы, на которые я реагирую. Окончание Твиттера у меня происходит в 12 часов ночи. Если пассажир мне пишет, что на стойке собралась толпа и пассажиры не имеют информации о полете, я тут же вмешиваюсь. Для меня это хороший источник данных. Их я получают напрямую от пассажира. Второе, мы используем Твиттер и для организации наши новаций. Если нынешний, 2011-й год мы посвятили пассажиру, то следующий год хотим посвятить детям. Сейчас во многих авиакомпаниях, особенно зарубежных, пошла такая тенденция, что детей надо отделять. Многие компании рассматривают возможность исключения детей из безнес-класса и т.п. Мы хотим, чтобы было наоборот. Мы считаем, что ребенок - это такой же пассажир. Да, есть проблемы, он иногда плачет. И мы попытаемся занять и пассажиров, и родителей, и самого ребенка, чтобы создать комфорт всем.
В: Вы не боитесь, что вам придется иметь помощников, которые будут читать Твиттер? Потому что очень много пассажиров.
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): Твиттер читаю не один я. К Твиттеру допущено несколько человек. В частности, два моих заместителя, которые отвечают и за работу с клиентами, и за расписание. Они из Твиттера видят проблему. Они не могут ответить, но они видят проблему. Зачастую бывают ситуации, когда я в командировке, а они уже в теме. Они мне отрабатывают, что, например, такой-то твит - просто ошибка. Более того, с корпоративного Твиттера идет сразу дубль. Если у пассажира есть замечания по полету, мы ему отвечаем. Это не мой персональный Твиттер, который только для меня. Он мой потому, что я пишу, и я его читаю. Но его видят.
В: В Твиттере не жалуются на цену билетов?
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): Жалуются, и достаточно часто. И не только в Твиттере. У нас есть отдельная страничка, где мне пишут именно о стоимости билетов. Тут надо всем разобраться, чтобы все понимали, что Аэрофлот может, а что он не должен делать. Прежде всего, наша концепция: Аэрофлот выбрал для себя премиум-сегмент, который связан с новой техникой. Мы покупаем самолеты, берем их в лизинг. Но это самолеты, которые стоят до 200 млн. долларов за штуку. Самолет требует лизинговых платежей, которые ложатся в стоимость билета. Примерно четверть стоимости билета - это керосин. Как ни странно, керосин дорожает. Сейчас есть разные варианты развития. Возможно предпринять какие-то шаги по субсидированию некоторых перевозок, что делается по Дальнему Востоку летом.
В: Цена на топливо окажется выше европейской?
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): И такое существует. В разных аэропортах цена топлива разная. И цена его хранения. До 80% аэропортов внутри страны монополизированы, и мы даже не имеем возможности сделать выбор. Это серьезная проблема, которая существует в целом в России. Ее надо решать. Что касается остальной структуры цены билета, у Аэрофлота очень небольшой заработок. Мы на обслуживание, на поддержание административного аппарата тратим 5-6% стоимости. На инженеров, на пилотов, на бортпроводников, если брать цену билета. В чем заблуждение пассажиров? Если возьмете цену билета - у нас цена делается автоматически. Ее рассчитывает компьютер по программе AirMax. У нас на каждый рейс 22 тарифа. Если вы берете билет за месяц до полета, тариф будет самый дешевый. Мы разбирали разные варианты рейсов. Взять Санкт-Петербург - мы делаем до 14 рейсов ежедневно. Среди 22 тарифов у нас есть билеты эконом-класса по 99 долларов в пересчете на рубли. Есть билеты, которые стоят по 1 тысяче долларов. По тысяче долларов - всего два билета. А по 99 долларов - около 30. Самая маленькая машина у нас - это AirbusА319, 116 мест. Люди жалуются: "Я вчера купил за 30 тыс. рублей билет на Питер. Как вы можете по такой цене продавать? Это же из рук вон!" Да, но потому что ты купил вчера перед вылетом. А те, кто купил за месяц или за две недели, у них цены другие. И средняя цена на Питер - 120 долларов. Я считаю, 120 долларов за кресло в среднем за эконом и бизнес вместе - это вполне адекватная цена. То же самое мы считали по Самаре. Там тоже говорят, что билеты неадекватно дорогие и цена завышенная. Но для тех, кто берет заранее, - 156 долларов. Мы считали Калининград. Если берут заранее - они также имеют возможность выбора, и цена достаточно дешева для нашего класса и сервиса. При этом мы помним, что у нас новые самолеты, самое лучшее питание. Мы первые в Европе по качеству сервиса. Все это стоит денег. И безопасность, на которую мы делаем существенные затраты, тоже стоит очень больших денег.
В: А в целом тарифы, вообще, на внутрироссийские перевозки зачастую выше, чем на сопоставимые расстояния в Европе. Какова главная причина?
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): В Европе есть лоукостер Ryanair, который предоставляет услугу, когда вы можете переместиться за 20-50 евро из страны в страну, час лета. А в России лоукостера пока нет. Потому что у лоукостера не только низкие цены на билеты, для него нужен и соответствующий аэропорт. С дешевыми сборами, услугами. Если мы возьмем большую тройку - Lufthansa, British, AirFrance, - то наши средние цены примерно на 20-25% ниже, чем у той же Lufthansa. Нельзя сравнивать просто точку с точкой. Внутри России мы платим НДС. Когда вы берете билет за рубеж, НДС не платите. Мы сравнивали даже рейс Москва - Петропавловск-Камчатский и Москва - Нью-Йорк. Из чего складывается цена билета? Когда вы летите в Петропавловск-Камчатский, то сразу же добавляете НДС. Москва - Нью-Йорк: НДС вы не включаете. Уже разница. Я лечу в Петропавловск-Камчатский на Ил-96. Потому что там полоса не позволяет принять Airbus330. Ил-96 ест керосина в два раза больше, чем А330. Стоимость керосина, когда мы считали ее в середине года, в Нью-Йорке составляла 700 долларов за тонну. В Петропавловске-Камчатском - тысячу. Я только три назвал параметра, по которым цена билета в Петропавловск-Камчатский дороже, чем в Нью-Йорк.
В: Керосин дешевле у нас, чем в Европе, уже не будет. Вы на это не рассчитываете?
Виталий Савельев (генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот"): Это рыночный механизм. Нельзя сказать: плати меньше. Сегодня авиакомпаниям разрешили самим закупать и отдавать на хранение этот керосин. Но проблема в том, что в каждом аэропорту внутри страны цены разные как по стоимости керосина, так и по цене хранения. Если здесь будет наведен порядок, чем сейчас занимается правительство, я думаю, все от этого могут выиграть, и керосин может стать дешевле....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Аэрофлот - российские авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК