О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Авианова" скорее "жива", чем "мертва"

Бюджетная авиакомпания "Авианова" попала в трудное положение. Перевозчик приостановил выполнение рейсов и возвращает пассажирам деньги за билеты. Однако эксперты заявляют, что компанию еще можно спасти

Бюджетная авиакомпания "Авианова" попала в трудное положение. Перевозчик приостановил выполнение рейсов и возвращает пассажирам деньги за билеты. Однако эксперты заявляют, что компанию еще можно спасти.

Модель авиакомпании лоу-костера (от англ. low-cost - низкая стоимость) распространена по всему миру. Она подразумевает один тип самолетов в авиакомпании и одноклассную компоновку салона. При этом воздушные суда берутся в лизинг в минимальной комплектации: у пассажиров нет возможности в полете насладиться просмотром фильма или послушать музыку. Отсутствие подобных компонентов делает самолет легче и, тем самым, снижает расход топлива.

Весьма скромен и ассортимент услуг, которые предоставляются клиенту. Маршруты строятся по принципу из точки А в точку Б, без использования промежуточных посадок в транзитных аэропортах. Кроме того, служащие выполняют сразу несколько функций, например бортпроводники, кроме прямых обязанностей, также занимаются уборкой салона, регистрируют пассажиров на рейс. Из-за жесткой экономии лоу-кост перевозчик может продавать свои билеты по бросовым ценам.

Родина подобной концепции - США, где такая компания возникла еще в 1949 году. В 90-х идея достигла берегов Европы, а в 2006 дошла и до России. Согласно модели, сначала такая компания работает себе в убыток, требуя значительных инвестиций. Этот период называется "планово убыточным", однако, уже по прошествии нескольких лет, способна приносить солидный доход.

По словам ведущего специалиста управляющей компании "Финма Менеджмент" Дмитрия Баранова, именно ранний период существования компании самый тяжелый. Это время используется для создания себе имени и зарабатывания авторитета. "Необходимо объяснить модель лоу-кост компании людям, завоевать имя, имидж. Надо рассказать, что дешевый билет не означает, что вы полетите на кукурузнике", - рассказал Дмитрий Баранов.

Именно на раннем этапе и возникли проблемы у "Авиановы", которая появилась на рынке в 2009 году, после чего стремительно вознеслась в группу 15 крупнейших перевозчиков России. Инвестподразделение "Альфы-групп" А1 и американский инвестфонд Indigo Partners стали владельцами комапании почти в равных долях. Впрочем, у А1 было на 2% акций больше.

Финансовые вливания позволили взять в лизинг 6 самолетов Airbus 320 у американской компании LIFC. После этого "Авианова" начала выполнять полеты из аэропорта Шереметьево в 20 направлений, кроме того еще 4 маршрута были организованы из Пулково.

Слаженное обеспечение начало давать сбои после того, как А1 уволили менеджмент, который, как они посчитали, привел компании к незапланированным убыткам. После этого Indigo Partners заявили, что не будут вкладывать деньги, пока А1 имеет хоть какую-то долю "Авиановы". Дефицит не позволил авиаперевозчику внести лизинговый платеж, и владельцы LIFC потребовали вернуть самолеты. После того, как их проигнорировали, хозяева воздушных судов подали исковое заявление.

В результате "Авианова" объявила о приостановлении своей деятельности и возврате денег за билеты. По словам Дмитрия Баранова, этот шаг А1 (а они уже вложили свою часть денег) призван заставить американских инвесторов продолжить финансирование компании.

"Давление на зарубежного инвестора призван заставить их изменить отношение к авиакомпании. В данный момент "Авианова" взяла тайм-аут. Последующие события могут развиваться самым разным образом. Можно сказать, что она на перепутье. Вот только вариантов там не три, а гораздо больше", - рассказал Дмитрий Баранов.

По мнению эксперта, самым пессимистичным сценарием станет прекращение деятельности. В этом случае рынок покинет очередной игрок, и в России останется единственный лоу-костер. Чтобы этого не допустить, "Авианова" может найти стратегического инвестора и "продаться" ему. Идеальным разрешением ситуации станет продолжение совместного финансирования авиакомпании двумя акционерами.

"В любом случае, говорить о банкротстве пока еще рано. Это приостановление деятельности, не более того. Ведь компания еще не успела набрать долгов за топливо или задержать зарплату сотрудникам. При продолжении финансирования она продолжит работу в обычном режиме", - сообщил Дмитрий Баранов.

При этом "Авианова" уже попросила Росавиацию приостановить лицензию на выполнение полетов. Речи об аннулировании сертификата пока не идет.

Финансовое послабление могло бы организовать государство. Именно так происходит с авиакомпаниями, которые попали в тяжелое положение, в США. Однако в Росавиации корреспондента "БалтИнфо" заверили, что надеяться на господдержку "Авианове" не стоит. Для этого у нас нет необходимых законодательных актов.

"В России помощь государства коммерческим перевозчикам не предусмотрена в законодательстве. Такого у нас в стране никогда не было", - заявил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.

В данный момент Росавиация не организовывает специальных мер в отношении "Авиановы", как это было с недавно обанкротившимся "Континентом". Кризисный штаб в Шереметьево также создан без их участия.

"Я бы не стал сравнивать эти две ситуации. Директор "Континента" вывел средства из бюджета компании для покупки воздушных судов. Здесь же к появлению задолженности привела политика инвесторов", - сообщил Сергей Извольский.

В любом случае, уверены эксперты, сейчас "Авианова" скорее "жива", чем "мертва". Несмотря на возврат билетов, который уже затронул более 7 тыс. петербуржцев, у компании есть все шансы вернуться на рынок и продолжить полеты. Надо только выбрать правильный путь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Балтийское информационное агентство». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка