О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Два года "Авиановы": существование лоукоста в России невозможно

Второй бюджетной авиакомпании в России осталось летать три дня: с 10 октября "Авианова" прекращает полеты

Яркий старт

Сертификат эксплуатанта был получен в апреле 2009 года. Первый свой полет "Авианова" совершила 27 августа того же года, а к этому времени новость о дешевых авиабилетах уже успела облететь полстраны - 250 рублей за авиабилет не могли не обратить на себя внимание. Проблем со спросом у компании не было никогда - за год было перевезено более 300 тысяч пассажиров всего на четырех самолетах. Будущее представлялось ярким и счастливым: расширялась сеть маршрутов, в марте 2010 "Авианова" переехала из "Внуково" в "Шереметьево" (для сокращения расходов, времени обслуживания и повышения качества), цены не росли, а авиакомпанию знали уже все. В конце 2010 года число перевезенных пассажиров достигло 1.1 миллиона, перед своим двухлетием "Авианова" перевезла двухмиллионного пассажира. Компания заняла пятое место среди российский компаний по числу внутренних перевозок - успех на зависть многим. Тем не менее, акционеры "Авиановы" публично заявляли, что компания не перенимает пассажиров у других авиаперевозчиков - главным конкурентом считались РЖД.

"Если говорить о конкуренции, то Авианова на данный момент не является серьезным конкурентом лидеров российского рынка авиаперевозок. Однако компания динамично развивалась и смогла в первое полугодие 2011 года подняться с 16 (в первом полугодии 2010 года) на 9 место по количеству перевезенных пассажиров. При этом дальнейшее развитие и даже существование дискаунтера, как показывает ситуация, оказалось проблематичным", - говорит эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации / Morison International" Ирина Воробьева. Были ли у "Авиановы" настоящие конкуренты, никто не признается, однако проблемы перевозчика не заставили долго ждать.

Кресла, аэропорты и прочие неприятности

В конце ноября прошлого года таможенная политика в отношении ввозимых в страну самолетов иностранного производства претерпела изменения. Самолеты с количеством кресел более 160 стали облагаться дополнительным налогом, поэтому Аэробусы А-320, которые эксплуатировал перевозчик, были лишены 21 места - их число сократилось со 180 до 159.

В середине января компания получила новую порцию неприятностей - планы по созданию второй базы в питерском "Пулково" оказались неосуществимыми - аэропорт назвал слишком высокую цену. А четыре месяца спустя аэропорт Сургута разошелся не на шутку - он не предоставлял слоты для выполнения рейса по маршруту Краснодар-Сургут. Руководство аэропорта ссылалось на то, что в выбранные "Авиановой" часы принимать рейсы нет технической возможности, далее следовали взаимные упреки в нежелании договариваться о другом времени слотов. Спустя некоторое время вопрос был решен не без вмешательства прокуратуры и Росавиации.

Затем на компанию посыпались обвинения в задержке рейсов - до 12% от общего числа. После этого "Авианова" стала публиковать на своем сайте ежемесячные отчеты о регулярности рейсов, а недовольство задержками было отмечено только в СМИ. Помимо этого, компания опровергала слухи о своем банкротстве, о лишении двух самолетов за долги и финансовыми проблемами перед аэропортами.

Конфликт акционеров и уход Эндрю Пайна

Затем компанию покинул управляющий директор Эндрю Пайн. Ходят слухи, что разгоревшийся конфликт акционеров в конечном итоге привел к сложившейся ситуации, а именно уходу "Авиановы" с рынка. По заявлению руководства, экс-управляющий директор не был готов к сотрудничеству и работе в российской компании, в силу чего покинул проект. Убытки авиакомпании в 20 миллионов долларов в конце 2010 года еще тогда зародили конфликт среди руководства. "Если рассматривать вопрос Авиановы в частном порядке - здесь явно присутствует конфликт акционеров", - говорит Ирина Воробьева.

Так, у "Авиановы" два акционера: российская инвесткомпания "Альфа-групп" - "А1" (51%) - и американский фонд Indigo Partners (49%). Indigo развивал схему работы компании по американскому сценарию - фонд таким образом создал несколько лоукостов за рубежом. Слишком высокие убытки дали понять, что к 2012 перевозчик не выйдет "в ноль". Тогда де-факто Indigo прекратил финансирование компании в 2011 году. Тем не менее, Пайн был доволен ходом развития событий до своего ухода.

В июле 2011 руководить проектом стал "А1". Президент компании Михаил Хабаров винит в финансовых проблемах бывший менеджмент: "Инвесткомпания "А1" "в последнее время фактически в одиночку осуществляла финансирование деятельности авиакомпании, предоставила "Авианове" значительную финансовую помощь и перечислила деньги для частичной оплаты по счетам кредиторов. Со стороны Indigo Partners никаких реальных шагов по сохранению авиакомпании предпринято не было", - цитирует заявление авиакомпании Взгляд.

Лоукост не сможет выжить на российском рынке

2 октября "Авианова" прекратила продажу билетов на сайте, а на следующий день стало известно, что первый замгендиректора "Авиановы" по общим вопросам Константин Тетерин посоветовал пассажирам покупать билеты у других перевозчиков. Сейчас на сайте компании можно оформить возврат билетов. Сколько процентов от уплаченной суммы вернется - никто не знает. 4 октября авиакомпания официально объявила о приостановке сертификата эксплуатанта - перевозчик не будет подавать заявку на аннуляцию сертификата. Значит ли это, что компания может когда-то возобновить полеты? Михаил Хабаров не исключает такой возможности - наоборот, он говорит, что "А1" может вернуться к подобному проекту. Независимые эксперты придерживаются другой точки зрения: Борис Бадаев не только не видит нового лоукоста, но и убежден в обиде "Аэрофлота" на "Авианову" насчет низких цен: "Ну, вот и угробили единственного дискаунтера в стране. Аэрофлот может радоваться — их ценовой монополии ничто не угрожает. Аэрофлот давно обещал организовать малобюджетное подразделение — дождёмся ли?" Банкротом компания себя не назвала.

Первый российский малобюджетный авиаперевозчик - Sky Express - не может похвастаться ни высокой прибылью, ни низкими ценами (по сравнению с "Авиановой"). В августе прошлого года компания задержала 45% рейсов, после чего в прессе стали появляться слухи о несостоятельности перевозчика. С того времени Sky Express периодически ведет переговоры о слиянии с "Авиалиниями Кубани". Если это произойдет, Sky Express может лишиться статуса лоукост.

Однако если обобщить ситуацию, то на российском авиарынке явная проблема с данным сегментом. Российский рынок авиаперевозок, авиационная инфраструктура, некоторые законодательные пробелы не позволяют дискаунтерам эффективно работать. Поэтому дальнейшее развитие low-cost в России довольно проблематично, считает Ирина Воробьева.

А тем временем…

…Продолжаются разговоры о необходимости существования только крупных авиаперевозчиков. Накануне вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов публично заявил, что мелкие авиакомпании, которые работают на территории России, должны либо влиться в крупные авиакомпании, либо объединяться между собой. Иначе их существование будет неэффективным - по словам вице-премьера, в России 90% процентов перевозок приходится на долю 15 крупных перевозчиков. Остальные 120 компаний перевозят всего 10% пассажиров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка