О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиапарк взаймы? Нет уж, увольте!

Новые решения Минтранса положительно повлияют на динамику в акциях Аэрофлота

Минтранс решил позаботиться об отечественных авиакомпаниях и подготовил проект государственного софинансирования по кредитам (лизингу) на покупку авиационной техники зарубежных производителей.

Проект "О внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров" подготовлен Минтрансом России, о чем 6 октября сообщила его пресс-служба.

Кратко изложу суть документа.

• Авиакомпании, занимающиеся регулярными авиаперевозками, будут обязаны иметь в своем авиапарке не менее 10 авиалайнеров с 55 и более пассажирскими местами или же не менее 3 лайнеров менее чем с 55 местами.

• При нерегулярных перевозках - от 3 до 5 воздушных судов с аналогичными характеристиками.

• В случае нерегулярных авиаперевозкок на судах с количеством менее 20 посадочных мест ограничения по минимальному количеству самолетов не устанавливается.

По сути, такой разброс говорит о том, что в зависимости от размера компании и характера операционной деятельности к ней будут предъявляться определенные требования.

Но станет ли легче авиаперевозчикам от такого гибкого подхода? Проблемы в сфере гражданской авиации РФ назревали давно. Вместе с этим росло и общественное возмущение относительно происходящих с определенной периодичностью авиакатастроф. Между тем каких-либо конкретных мер по стабилизации ситуации не предпринималось. И вот в августе этого года в СМИ публикуются сообщения о том, что Росавиация совместно с Сергеем Ивановым планирует ввести запрет на допуск к регулярным пассажирским перевозкам авиакомпаний, имеющих менее 20 однотипных судов в своем парке.

Произошло это на фоне печальной статистики 2011 года.

5 марта. Ан-148 потерпел катастрофу в 140 километрах от Воронежа. Погибло шесть человек.

20 июня. Разбился самолет Ту-134А недалеко от аэропорта Бесовец под Петрозаводском. Погибли сорок семь человек.

11 июля. В 63 км от Нижневартовска при вынужденной посадке попал в аварию самолет Ан-24. Погибли семь человек, четверо были госпитализированы с травмами.

9 августа. В Магаданской области потерпел крушение Ан-12А. Погибли 11 человек.

И последняя, наиболее резонансная катастрофа произошла 7 сентября, когда под Ярославлем разбился Як-42Д. В самолете летел основной состав хоккейного клуба "Локомотив" (Ярославль). Погибли 44 человека.

В такой ситуации продолжать закрывать глаза на происходящее было уже сложно. Когда стало очевидно, что ситуация достигла своего апогея, Дмитрий Медведев потребовал ужесточить контроль над небольшими авиакомпаниями и провести глобальную проверку техники и персонала. Однако, по сути, данное послание затрагивает всех участников рынка. Президент призывает компании закупать авиатехнику зарубежного производства. Глава государства полагает, что "ценность человеческой жизни должна быть выше, чем особые соображения, включая поддержку отечественного производителя", при этом он также добавил, что, "конечно, нужно думать о своих [производителях], но, если они не способны раскрутиться, нужно покупать технику за рубежом".

Если провести параллель между законопроектом Минтранса и заявлением президента, то начинает вырисовываться интересная картина. Авиапарк большинства российских компаний состоит из устаревшей отечественной техники. В то же время ключевые игроки рынка российской гражданской авиации поддерживают свой имидж и стараются своевременно обновлять и модернизировать авиапарк, приобретая современные лайнеры, такие как Boeing и Airbus.

При этом для средних и малых авиакомпаний новые требования Минтранса могут стать непосильной ношей, поскольку те попросту не успеют аккумулировать столь внушительные средства. Это грозит уходом с рынка РФ значительной доли авиакомпаний, что, в принципе, и предрекалось большинством экспертов после появления информации о возможном реформировании сферы авиаперевозок.

Одна из достаточно известных авиакомпаний на российском рынке low cost Авианова прекращает свою деятельность как раз из-за проблем с выплатой лизинговых платежей по всем своим авиалайнерам. Компания задолжала ILFC два самолета, RBS три самолета и один самолет ACG. Можно было бы списать финансовые проблемы авиаоператора на конфликт основных акционеров А1 (Альфа групп, 51% акций) и Indigo Partners (американский инвестфонд - 49% акций), однако компания показывала внушительные финансовые и операционные результаты, а в 2012 году планировала выйти в ноль. К слову, свою деятельность авиаперевозчик начал с 2009 года. Более того, Авианова достаточно уверенно захватывала позиции другого low cost перевозчика SkyExpress, который в итоге стал работать по схеме классических авиакомпаний.

Таким образом, даже достаточно успешный проект потерпел неудачу в условиях российской действительности. Давление на финансовую нагрузку компании оказал и тот факт, что зарубежные авиалайнеры облагаются существенной таможенной пошлиной.

Однако Минтранс решил позаботиться об отечественных авиакомпаниях и по следам послания президента уже подготовил проект государственного софинансирования по кредитам (лизингу) на покупку авиационной техники зарубежных производителей. В министерстве предлагают субсидировать 75% ставки банкам по кредитам на закупку региональных самолетов.

По словам заместителя министра транспорта РФ Валерия Окулова, "субсидирование - вполне рабочий механизм: банк выделяет кредит на покупку техники под 10-12%, а ему бюджет компенсирует три четверти - для конечного получателя, т. е. авиакомпании, кредит получается под 2,5-3%, что вполне симпатично".

Действительно, симпатично, но стоит учесть тот факт, что со дня на день мировую экономику может накрыть вторая волна кризиса, и, кроме того, угля в адскую печь международного экономико-политического пожара подбрасывают еврозона и США.

Поэтому слова Валерия Окулова, который отметил, что "магистральных компаний нам не нужно много, с 90% объема магистральных перевозок у нас справляются порядка 10 компаний, и все идет к тому, что таких по-настоящему крупных компаний останется пять-семь" - кажутся практически осязаемой, маячащей на горизонте реальностью.

В общем-то, это повод опечалиться для активных пользователей услуг гражданской авиации, ведь схлопывание рынка грозит снижением конкуренции и возможностью контролировать цены.

В то же время, как я уже отмечал, в выигрыше будут ключевые игроки рынка гражданской авиации. Для них поправки Минтранса в законодательство будут скорее даже поводом еще раз подтвердить устойчивое положение на рынке, зарекомендовать себя в качестве ответственных авиаоператоров и тем самым повысить доверие со стороны потребителей.

И конечно же, на этом фоне сияет восходящая звезда Аэрофлота! Инвесткафе - Авиапарк взаймы? Нет уж, увольте! - Новые решения Минтранса положительно повлияют на динамику в акциях Аэрофлота Прогосударственная авиакомпания осуществляет наибольший объем перевозок на рынке, имеет самый современный авиапарк, крупнейшую маршрутную сеть. Да и грядущая приватизация является немаловажным фактором. Такой компании государство просто не может дать утонуть! Кроме того, топ-менеджмент Аэрофлота всерьез задумался над возможностью buy back . "Есть основания верить, что, вложив деньги в акции компании и продав их потом, мы осуществим хорошее вложение", - отметил финансовый директор авиаперевозчика.

Справедливая стоимость акции Аэрофлота, по моим расчетам, составляет 91,2 руб., а это подразумевает рост котировок от текущих значений на 87%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Investcafe.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка