О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В дефиците авиатоплива виноваты осень и "системный кариес"

Выделение авиакомпаниям топлива из Росрезерва поможет избежать топливного кризиса в аэропортах, однако это сиюминутное решение, которое устраняет следствие, а не причину возникновения нехватки топлива

Выделение авиакомпаниям топлива из Росрезерва, обещанное в понедельник пресс-секретарем Путина Дмитрием Песковым, поможет избежать топливного кризиса в аэропортах, однако это сиюминутное решение, которое устраняет следствие, а не причину возникновения нехватки топлива, отмечают эксперты.

В понедельник замглавы Минтранса Валерий Окулов заявил, что топлива в московских аэропортах не хватит и до конца октября, если Росрезерв не поставит 180 тысяч тонн авиакеросина. Через несколько часов пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков пообещал, что Росрезерв выделит необходимое количество топлива и заявил, что нынешний дефицит топлива - явление сезонное. "Практика выделения топлива по линии Росрезерва носит регулярный сезонный характер", - сказал Песков.

Информация о снижении запасов керосина в московских аэропортах появилась еще в начале сентября. Тогда Песков сообщил, что премьер-министр готов незамедлительно подписать постановление о выделении топлива из Росрезерва, если это будет необходимо.

"Сам факт того, что пресс-секретарь премьер-министра должен реагировать на подобного рода проблемы, уже говорит о том, что существующая система [поставок] изжила себя, и что попытки регулирования вручную этих механизмов будут приводить к повторению подобных историй", - говорит аналитик UniCredit Securities Артем Кончин.

В чем причина дефицита?

Дефицит авиатоплива, по словам замглавы Минтранса Валерия Окулова, связан с закрытием ряда НПЗ на профилактический ремонт, а также с крупной внеплановой закупкой керосина для нужд Минобороны. Дмитрий Песков отметил также, что причиной нехватки топлива в аэропортах стало сезонное сокращение объемов производства авиакеросина, связанное с переходом на зимнее топливо. Пресс-секретарь премьера пояснил, что речь идет о технологических особенностях процесса.

Еще одна причина нехватки топлива в аэропортах - увеличение авиаперевозок в летний сезон. "В летний отпускной период все [запасы топлива в аэропортах] выгребается", - пояснил РИА Новости управляющий активами компании БКС Николай Солабуто.

Однако при грамотном регулировании топливного рынка все это не должно приводить к дефициту топлива, считает аналитик. По его мнению, существует две основные причины возникновения дефицита авиатоплива: нехватка НПЗ и проблемы с доступом небольших компаний, продающих топливо, к заводам-производителям.

"Нет прямого доступа независимых продавцов топлива к заводам-производителям. Сейчас ФАС пытается упростить доступ частных реализаторов нефтепродуктов к продукции заводов", - отметил он. Проблема заключается в том, что заводы выдвигают зачастую неподъемные для небольших компаний условия продажи топлива. Нередко заводы вынуждают компании покупать не только необходимый им керосин, но и дизельное топливо, которое заправщикам самолетов не нужно. Пойти на такие условия могут только крупные компании, говорит эксперт.

Ну, а жесткий диктат со стороны заводов-производителей связан с тем, что их в России очень мало. "Это пришло из Советского союза. Новые заводы не строятся из-за нерентабельности, а мелкие заводы, так называемые самовары, их почему-то вообще, как говорится, вне закона поставили", - говорит Солабуто. Речь идет о том, что с 2010 года по инициативе президента России Дмитрия Медведева мини-НПЗ подвергаются огромному количеству проверок и вынуждены преодолевать многочисленные бюрократические преграды, чтобы зарегистрироваться.

"Системный косяк"

В итоге ситуация выглядит следующим образом: мелкие компании-продавцы топлива, будучи не в состоянии выполнить условия заводов, вынуждены обращаться к крупным компаниям, которые выступают в качестве посредников; за посредничество крупные компании, разумеется, берут определенную плату, что лишает мелкие компании возможности покупать керосин по заводским ценам. "И получается нерыночное ценообразование на нефтепродукты", - резюмирует Солабуто.

А это, в свою очередь, уже проблема государства, которое не в состоянии обеспечить регулирование этой сферы, говорит президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов.

"Все дело в отсутствии государственного регулирования этого вопроса, потому что каждый делает, что ему надо. Потому что нефтяники - у них одни задачи, у тех, кто летает - другие задачи, и это должно все регулироваться в национальных интересах. Кто будет регулировать интересы нефтяников и авиаторов? Или Всевышний, или государственные регулирующие органы", - сказал он в беседе с РИА Новости.

Из-за отсутствия регулирования рынка авиационного топлива в кризисные ситуации каждый раз вынуждено вмешиваться правительство, отмечает Артем Кончин. "Это системный косяк и кариес. Вызывает недоумение, что офису премьер-министра приходится иметь дело с такими бытовыми проблемами, и что до сих пор отсутствуют механизмы, которые были бы способны в автономном режиме эти вопросы решать в рыночных условиях. И пока эти механизмы не появятся, говорить о каком-то прогрессе нет смысла", - резюмирует аналитик....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка