О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Заброшенный аэродром в Арктике могут восстановить в 2012 году

Взлетно-посадочная полоса заброшенного аэродрома Темп на Новосибирских островах в Арктике может быть восстановлена к началу комплексной полярной экспедиции, которая стартует в августе 2012 года

Взлетно-посадочная полоса заброшенного аэродрома Темп на Новосибирских островах в Арктике может быть восстановлена к началу комплексной полярной экспедиции, которая стартует в августе 2012 года, сообщил РИА Новости исполнительный директор Полярного фонда Юрий Сычев.

Грант на проведение комплексной полярной научной экспедиции был выделен Русским географическим обществом российской Ассоциации полярников, и в сентябре прошел ее первый подготовительный этап, в ходе которого исследователи осмотрели Новосибирские острова. В ходе второго этапа в августе 2012 года будут проведены гляциологические, палеонтологические, мерзлотно-географические и гидрометеорологические исследования, а также пройдет подготовка к очистке островов от техногенных загрязнений.

"Аэродром Темп на острове Котельный не использовался в течение 20 лет. Однако взлетно-посадочная полоса хорошо сохранилась, и ее вполне можно восстановить, что существенно облегчит перемещение участников экспедиции между островами в следующем году. Мы сделаем все возможное, чтобы экспедиция состоялась и несколько групп ученых, общей численностью около 50 человек отправились на острова", - сказал Сычев, который принимал участие в экспедиции.

Как пояснил полярник, в экспедиции 2011 года участвовало восемь человек, которые провели осмотры островов архипелага, определили места для подхода судна и точки высадки исследователей в будущем сезоне. Точный план мероприятий будет разработан в течение ближайших месяца-двух, после чего можно будет определить объем финансирования второго-основного этапа экспедиции.

Он добавил, что заявки на участие с темами будущих исследований уже получены от нескольких российских университетов, иностранные ученые также могли бы присоединиться к работе в Арктике.

В распоряжении экспедиции 2012 года планируется использовать научно-экспедиционное судно, лодки типа "Зодиак" и вертолет. При условии функционирования аэродрома, между островами можно будет наладить воздушное сообщение.

"Скорее всего, мы разобьем полевой лагерь на острове Большой Ляховский. Естественно, будут отдельные группы, которые обследуют береговую линию и другие острова. При этом судно с вертолетной площадкой можно использовать как плавучую базу", - добавил Сычев.
Оттаявшие старожилы

По мнению Сычева, самый большой интерес представляют останки древних животных и растений относящиеся к эпохе плейстоцена, которые становятся доступными для изучения благодаря активному таянию вечной мерзлоты.

"Вечная мерзлота тает, и это нигде так не заметно, как в Арктике. Перед глазами палеонтологов оказываются не только скелеты древнейших обитателей планеты, но и сохранившиеся биологические образцы тканей. Безусловно, экспедиция позволит собрать богатейший материал для научной работы и существенно пополнить музейные коллекции", - отметил Сычев.

Однако находкам предстоит преодолеть путь с островов на Большую землю, а пока лишь избранные счастливчики могут "попробовать ископаемые на зуб".

"Одному из участников экспедиции подарили челюсть мамонта - они там на каждом шагу встречаются. В вертолете чукотская лайка, почти член нашего отряда, принялась грызть раритет, который был значительно больше ее, хотя челюсть принадлежала всего лишь мамонтенку", - сказал ученый.

Отдельный интерес, как пояснил Сычев, регион представляет для зоологов и ботаников, которые смогут оценить изменения состояния флоры и фауны в условиях глобального потепления.

Изменение климата, как отметил полярник, уже сейчас заметно влияет на арктическую природу. Например, в этом году участники экспедиции увидели заросли кустарника в Тикси, хотя в предыдущие годы "такой буйной растительности не наблюдалось".

"Грязное" наследство

Помимо изучения окружающей среды Арктики, ученым предстоит выяснить возможность очистки архипелага от антропогенных загрязнений.

"Ситуация с загрязнением лучше, чем на островах Земли Франца-Иосифа, где было больше военных баз, но все равно на Новосибирских островах мы увидели огромное число бочек из-под горючего, брошенную технику, и пришедшие в негодность постройки", - сообщил собеседник агентства.

Одна из групп ученых в экспедиции 2012 года, по мнению Сычева, может заняться точным определением объемов загрязнения и разработкой плана очистки. Как пояснил ученый, применять универсальную технологию очистки для всех арктических земель не получится из-за слишком разных условий.

"Любой проект по очистке предполагает масштабные работы и прохождение госэкспертизы. Кроме того, проект должен привязываться к конкретной площадке, необходимо решать вопрос с причалом, потому что только с помощью судна можно вывозить мусор с архипелага", - пояснил Сычев.

Помимо механических загрязнений, особую сложность представляет химическое загрязнение. По словам собеседника агентства, в недавнем прошлом в технике, особенно военной, широко применялись вещества, обладавшие уникальными свойствами. К сожалению, позже выяснилось, что эти вещества являются сильнейшими ядами, и их производство и применение было запрещено Стокгольмской конвенцией (ратифицированной РФ в июне 2011 года, которая направлена на сокращение использования и полную ликвидацию стойких органических загрязнителей - ред.).

"Исследование Арктики носит не только научный интерес. Во многом это совершенно практические проблемы, которые в скором будущем встанут перед человечеством в связи с потеплением. От того, насколько успешны будут наши исследования, зависит будущее выживание людей на арктических землях", - сказал Сычев....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка