РИА "Новости"
18 октября 2011, 14:05
Заброшенный аэродром в Арктике могут восстановить в 2012 году
Взлетно-посадочная полоса заброшенного аэродрома Темп на Новосибирских островах в Арктике может быть восстановлена к началу комплексной полярной экспедиции, которая стартует в августе 2012 года
Грант на проведение комплексной полярной научной экспедиции был выделен Русским географическим обществом российской Ассоциации полярников, и в сентябре прошел ее первый подготовительный этап, в ходе которого исследователи осмотрели Новосибирские острова. В ходе второго этапа в августе 2012 года будут проведены гляциологические, палеонтологические, мерзлотно-географические и гидрометеорологические исследования, а также пройдет подготовка к очистке островов от техногенных загрязнений.
"Аэродром Темп на острове Котельный не использовался в течение 20 лет. Однако взлетно-посадочная полоса хорошо сохранилась, и ее вполне можно восстановить, что существенно облегчит перемещение участников экспедиции между островами в следующем году. Мы сделаем все возможное, чтобы экспедиция состоялась и несколько групп ученых, общей численностью около 50 человек отправились на острова", - сказал Сычев, который принимал участие в экспедиции.
Как пояснил полярник, в экспедиции 2011 года участвовало восемь человек, которые провели осмотры островов архипелага, определили места для подхода судна и точки высадки исследователей в будущем сезоне. Точный план мероприятий будет разработан в течение ближайших месяца-двух, после чего можно будет определить объем финансирования второго-основного этапа экспедиции.
Он добавил, что заявки на участие с темами будущих исследований уже получены от нескольких российских университетов, иностранные ученые также могли бы присоединиться к работе в Арктике.
В распоряжении экспедиции 2012 года планируется использовать научно-экспедиционное судно, лодки типа "Зодиак" и вертолет. При условии функционирования аэродрома, между островами можно будет наладить воздушное сообщение.
"Скорее всего, мы разобьем полевой лагерь на острове Большой Ляховский. Естественно, будут отдельные группы, которые обследуют береговую линию и другие острова. При этом судно с вертолетной площадкой можно использовать как плавучую базу", - добавил Сычев.
Оттаявшие старожилы
По мнению Сычева, самый большой интерес представляют останки древних животных и растений относящиеся к эпохе плейстоцена, которые становятся доступными для изучения благодаря активному таянию вечной мерзлоты.
"Вечная мерзлота тает, и это нигде так не заметно, как в Арктике. Перед глазами палеонтологов оказываются не только скелеты древнейших обитателей планеты, но и сохранившиеся биологические образцы тканей. Безусловно, экспедиция позволит собрать богатейший материал для научной работы и существенно пополнить музейные коллекции", - отметил Сычев.
Однако находкам предстоит преодолеть путь с островов на Большую землю, а пока лишь избранные счастливчики могут "попробовать ископаемые на зуб".
"Одному из участников экспедиции подарили челюсть мамонта - они там на каждом шагу встречаются. В вертолете чукотская лайка, почти член нашего отряда, принялась грызть раритет, который был значительно больше ее, хотя челюсть принадлежала всего лишь мамонтенку", - сказал ученый.
Отдельный интерес, как пояснил Сычев, регион представляет для зоологов и ботаников, которые смогут оценить изменения состояния флоры и фауны в условиях глобального потепления.
Изменение климата, как отметил полярник, уже сейчас заметно влияет на арктическую природу. Например, в этом году участники экспедиции увидели заросли кустарника в Тикси, хотя в предыдущие годы "такой буйной растительности не наблюдалось".
"Грязное" наследство
Помимо изучения окружающей среды Арктики, ученым предстоит выяснить возможность очистки архипелага от антропогенных загрязнений.
"Ситуация с загрязнением лучше, чем на островах Земли Франца-Иосифа, где было больше военных баз, но все равно на Новосибирских островах мы увидели огромное число бочек из-под горючего, брошенную технику, и пришедшие в негодность постройки", - сообщил собеседник агентства.
Одна из групп ученых в экспедиции 2012 года, по мнению Сычева, может заняться точным определением объемов загрязнения и разработкой плана очистки. Как пояснил ученый, применять универсальную технологию очистки для всех арктических земель не получится из-за слишком разных условий.
"Любой проект по очистке предполагает масштабные работы и прохождение госэкспертизы. Кроме того, проект должен привязываться к конкретной площадке, необходимо решать вопрос с причалом, потому что только с помощью судна можно вывозить мусор с архипелага", - пояснил Сычев.
Помимо механических загрязнений, особую сложность представляет химическое загрязнение. По словам собеседника агентства, в недавнем прошлом в технике, особенно военной, широко применялись вещества, обладавшие уникальными свойствами. К сожалению, позже выяснилось, что эти вещества являются сильнейшими ядами, и их производство и применение было запрещено Стокгольмской конвенцией (ратифицированной РФ в июне 2011 года, которая направлена на сокращение использования и полную ликвидацию стойких органических загрязнителей - ред.).
"Исследование Арктики носит не только научный интерес. Во многом это совершенно практические проблемы, которые в скором будущем встанут перед человечеством в связи с потеплением. От того, насколько успешны будут наши исследования, зависит будущее выживание людей на арктических землях", - сказал Сычев....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Санавиация Ростеха окажет экстренную медицинскую помощь пациентам на Камчатке
Ноябрь 2, 2024
Авиакомпании открыли продажу субсидированных билетов на декабрь для калининградцев
Ноябрь 2, 2024
В России растет число участников программы подготовки кадров для БАС