Коммерсантъ
2 ноября 2011, 16:44
Пилоты притормозили самолет до катастрофы
Отчитываясь в среду о результатах расследования катастрофы Як-42, в результате которой погибла хоккейная команда ярославского "Локомотива", Межгосударственный авиакомитет (МАК) полностью подтвердил версию, неоднократно изложенную "Коммерсантом"
Как сообщили в МАКе, перед вылетом из ярославского аэропорта основные системы самолета Як-42, на котором 7 сентября разбилась хоккейная команда, были исправны, не было проблем и с топливом. Стояночный тормоз - а некоторые СМИ сообщали, что самолет взлетал с неубранным тормозом - был на самом деле убран.
По словам председателя технической комиссии Алексея Морозова, катастрофа произошла из-за человеческого фактора - действий пилотов Як-42. Определенная командиром экипажа скорость принятия решения - 190 км/ч - была на 20 км/ч меньше расчетной при взлетном весе машины 54 тонны и номинальном режиме работы двигателей. При этом в процессе разгона пилоты - кто именно, так и не было выяснено - притормаживали машину. "Результатом летного эксперимента опытными летчиками-испытателями установлено, что ошибочное отжатие тормозных педалей экипажем в процессе разбега возможно только, если ноги пилота на педалях стоят неправильно и находятся на тормозных площадках. При этом небольшое по величине и усилиям нажатие на педали может быть не замечено пилотом",- сказал господин Морозов. По его словам, на педали мог жать как командир, так и второй пилот "регулярно выполнявший полеты на самолете Як-40 и только осваивавший Як-42".
Участники расследования отметили низкую квалификацию погибших пилотов. "После теоретического курса переучивания на Як-42 предусмотренная документами летная программа в требуемом объеме ими выполнена не была. Тренажерная подготовка проводилась формально, с большими перерывами, что не способствовало приобретению устойчивых навыков пилотирования и управления самолетами Як-42",- сказал господин Морозов. Второй пилот, как отметил председатель технической комиссии, употреблял фенобарбитал - препарат, оказывающий "тормозящее действие на центральную нервную систему и запрещенный к применению пилотами". По его словам, у второго пилота с 2000 года отмечалось снижение рефлексов на ногах, а с 2005-го - и на руках, что косвенно свидетельствовало о поражении периферических нервов - развитии у него полинейропатического синдрома. Второй пилот вообще не должен был летать.
При этом в МАКе отметили, что никакого давления на пилотов не было. Их никто не торопил. В день катастрофы в Ярославле проходил международный форум - и местный аэропорт принимал и отправлял борты с делегациями. Трагедии не произошло бы, если пилоты вовремя приняли решение прекратить взлет и остановить самолет.
Родственники погибших пилотов не довольны результатами расследования и уже заявили, что будут добиваться нового разбирательства. В свою очередь, следственный комитет по результатам работы технической комиссии МАК примет решение о прекращении уголовного дела, возбужденного по факту катастрофы в связи с гибелью виновных, то есть пилотов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов