Известия
29 ноября 2011, 10:39
В гибели "Локомотива" снова обвинили технику
Завершено независимое расследование трагедии Як-42 с ярославской хоккейной командой "Локомотив". Выводы, к которым пришли независимые эксперты, в корне отличаются от тех, к которым пришел МАК
Официальными выводам не поверили ни родственники погибшего экипажа, ни родные разбившихся хоккеистов. По их просьбе свое собственное расследование провели трое авиационных экспертов: летчик-испытатель, пилот 1-го класса Владимир Герасимов, ведущий эксперт России по авиакатастрофам, расследовавший больше 60 авиакатастроф Валентин Дудин и летчик-испытатель 1-го класса Александр Акименков. Родные погибших будут требовать продолжения расследования, в противном случае обратятся в суд.
Независимые расследователи утверждают, что главной причиной катастрофы стали конструктивные и аэродинамические недостатки Як-42, а также многочисленные недостатки в организации летной работы авиакомпании "Як-сервис". По официальной версии, самолет со звездной командой на борту разбился в результате неправильных действий пилотов, один из которых непроизвольно нажимал на тормоза под воздействием запрещенных препаратов.
Независимые расследователи не отрицают, что пилоты могли подтормаживать, но причину нужно искать в конструктивном недостатке педалей (на Як-40 и Як-42), а также в отсутствии методических рекомендаций по правильному положению ног пилотов на педалях управления.
При этом, говорят авторы независимого расследования, при всех ошибках, отклонениях и даже нарушениях членов экипажа самолет оторвался от земли и ушел в воздух. А значит, на тот момент не было не то что катастрофической, но даже аварийной ситуации, а всего лишь было усложнение условий полета.
Так почему же самолет не взлетел?
- Самолет столкнулся с землей вначале левым крылом в крене при полностью отклоненных элеронах вправо, а это неоспоримый факт отсутствия поперечной управляемости самолета, который и стал непосредственной причиной авиакатастрофы, - говорит Владимир Герасимов. - На самолете Як-40 было шесть аналогичных авиационных происшествий, когда после взлета у самолета начиналось самопроизвольное и неуправляемое кренение, и он сталкивался с землей после касания ее одним из крыльев.
Как следует из официального расследования, Як-42 вышел на закритические углы атаки и перешел в режим сваливания.
- Резкого и значительного отклонения руля высоты не было (13 градусов отклонения вверх - лишь половина его возможностей), - говорит Валентин Дудин. - К тому же сваливание самолета возможно лишь при достижении самолетом скорости сваливания, которая в данном случае должна быть порядка 170 км/ч, либо наличия вертикальной перегрузки примерно две единицы. Но "черный ящик" не зафиксировал ни того, ни другого.
В воздухе Як-42 был две-три секунды, после чего упал. "Если бы было резкое кабрирование, то самолет за эти секунды выскочил бы метров на тридцать, - поясняет Александр Акименков. -Но он набрал высоту всего лишь пять метров. Вертикальную скорость набора, равную одному с небольшим метру в секунду, вряд ли можно назвать чрезмерной".
В отчете МАКа ничего не сказано о причинах уборки режима работы двигателей на малый газ предположительно бортмехаником и как это, пусть и кратковременное, на шесть секунд, уменьшение тяги повлияло на возникновение и развитие аварийной ситуации. Тем более что об этом мог рассказать и сам оставшийся в живых член экипажа Александр Сизов.
- Причинно-следственные связи между снижением тяги и авиакатастрофой не исследованы, а этот фактор также мог повлиять на действия пилотов, - говорит Герасимов.
Много вопросов возникло по поводу летной подготовки в авиакомпании "Як-сервис" - точнее, ее полного отсутствия. Тем не менее "Як-сервис" успешно прошла проверку на соответствие сертифицированным требованиям, проведенную комиссиями ООО "Центр сертификации эксплуатантов" ГА "Аэрофлот" и МТУ ВТ "Росавиации".
- К авиакомпании "ЯК-Сервис", которую постоянно проверяли, годами не было претензий, и вдруг, после катастрофы, у них обнаружили совершенно невозможные и безобразные вещи, - поражается вице-президент профсоюза летного состава России, пилот с 30-летним стажем Валентин Пресняков. - То же самое и со вторым пилотом Игорем Жевеловым, который, утверждает МАК, принимал препарат с фенобарбиталом. У летчиков могут быть разные болезни и разные диагнозы, все это в обязательном порядке вносится в медицинскую книжку, как и связанные с приемом препаратов ограничения. А тут в документах ничего не было, а потом вдруг появилось.
Главная претензия к МАКу - расследование не было независимым, а главное - не установило причину катастрофы.
- Я не знаком с результатами так называемого независимого расследования, - говорит Виктор Трусов, председатель Научно-технической комиссии МАКа. - Но я не думаю, что у этих экспертов вообще есть возможности для объективного расследования. Поэтому считаю, что наше расследование верно, и все причины авиакатастрофы установлены правильно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов