Газета.Ru
14 февраля 2012, 18:39
Роялти в обмен на выхлоп
Десятки стран - противники европейской системы торговли квотами для авиации - встречаются в Москве, чтобы сформулировать общий ответ Евросоюзу. Если ЕС не пойдет на уступки, начнется торговая война, опасаются в отрасли
Россия инициировала переговоры с авиационными властями стран, не входящих в Евросоюз, для выработки решения по проблеме европейской системы торговли квотами. "Встреча состоится в Москве 21-22 февраля", - сообщили "Газете.Ru" в Министерстве транспорта. В ведомстве не смогли уточнить, представители каких стран подтвердили участие в консультациях.
Евросоюз включил авиаперевозки в национальную систему торговли квотами на выброс парниковых газов (ETS) с 1 января 2012 года. Пока между компаниями, летающими в Европу, 85% квот распределяются бесплатно, остальные 15% квот необходимо покупать на европейской бирже квот. Расчет идет от показателей объема выбросов углекислого газа авиацией в европейском небе в 2010 году. До 2020 года объем бесплатных квот будет сокращен до 82%. Так Евросоюз стимулирует авиаперевозчиков к сокращению выбросов парниковых газов.
Дополнительные расходы в таком случае будут нести пассажиры, но в Еврокомиссии считают, что они незначительны (например, билет Москва - Франкфурт подорожает на 1,15 евро).
Для обсуждения ответных мер в Москву приглашены члены Международной организации гражданской авиации (ICAО), подписавшие Делийскую декларацию.
Документ, выражающий протест против включения международной авиации в европейскую систему торговли квотами на выброс СО2, подписан осенью 2011 года 26 странами Северной Америки, Азии, Африки и Ближнего Востока.
Свое участие в московской встрече уже подтвердили представители авиационных властей Индии (в Европу летают три индийских авиаперевозчика - Air India, Kingfisher Airlines и Jet Airways). В посольстве США в России "Газете.Ru" сообщили, что на встречу прибудет и американская делегация.
По данным главы Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Тони Тайлера, против европейской системы торговли квотами открыто выступили "минимум 43 страны". "Они встретятся в Москве, чтобы спланировать свои дальнейшие шаги", - сообщил Тайлер на открытии авиасалона в Сингарупе.
Глава IATA напомнил, что в 2010 году ICAO обязалась разработать глобальную систему торговли квотами к третьему кварталу 2013 года и односторонние действия Евросоюза, по мнению Тайлера, могут обернуться крайне негативными последствиями. "С той или иной формой ответных действий могут столкнуться европейские авиаперевозчики, - предупредил Тайлер. - А некоторым неевропейским авиакомпаниям, возможно, придется выбирать, соблюдать законы своей страны или Европы".
Правительство Китая уже официально запретило авиакомпаниями покупать квоты на европейской бирже.
Управление гражданской авиации КНР 6 февраля опубликовало указ, который запрещает китайским авиаперевозчикам вступать в европейскую систему торговли квотами на эмиссию парниковых газов "без разрешения соответствующих органов правительства", а также запрещает повышать стоимость авиабилетов и тарифы.
Представители российских властей говорили, что Минтранс разрабатывает законопроект, предусматривающий запрет для авиакомпаний приобретать квоты (сейчас в ЕС летают 17 российских компаний). В конце января делегация Минтранса обсудила с Еврокомиссией возможные пути выхода из конфликтной ситуации. Тогда российская делегация выступила с предложением наложить мораторий на действие "климатической" директивы ЕС в отношении гражданской авиации до принятия соответствующих решений ICAO.
"Если Индия, Россия и Китай договорятся взимать плату за международные полеты с европейских перевозчиков или ограничат их полеты в своем воздушном пространстве по причине вредных выбросов, это окажет разрушительное воздействие на европейскую отрасль авиаперевозок", - предположил накануне встречи в Москве информированный источник агентства Press Trust of India.
"Намеки на пересмотр достигнутых договоренностей по транссибирским перелетам звучат", - признает источник "Газеты.Ru" в Еврокомиссии.
По его словам, для ЕС это "особенно удивительно, учитывая, что накануне вступления России в ВТО российские власти были хорошо осведомлены о введении европейской системы торговли квотами для авиации". С 1 января 2012 года плата за транссибирские перелеты по новым маршрутам отменена, напоминает источник "Газеты.Ru", а до 1 января 2014 года Россия обязалась полностью отменить плату (так называемое роялти) за уже существующие транссибирские маршруты.
Соглашение предусматривает право России претендовать на "другие компенсационные выплаты", но в ЕС надеются, что Россия этим правом не воспользуется.
Некоторые европейские перевозчики уже поднимают цены на билеты, закладывая в них покупку квот. Российские авиакомпании с изменением ценовой политики не торопятся. Представитель одной из авиакомпаний говорит: "ждем политического решения". "Запретят покупать квоты - значит, будем летать и платить штрафы", - пояснил он.
Планируется, что авиакомпании должны будут выкупить квоты за 2012 год в апреле 2013-го. "Все, что происходит до тех пор, это сугубо политика", - говорит источник в Еврокомиссии, комментируя запрет на покупку квот от китайских властей и возможный аналогичный запрет от России и США.
О встрече в Москве в Еврокомиссии знают, но представители ЕС на нее не приглашены....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Стендап на высоте 7600 метров: бортпроводник QAZAQ AIR выступил перед пассажирами
Декабрь 23, 2024
Путин призвал привести в порядок инфраструктуру вокруг новых аэропортов
Декабрь 23, 2024
Строительство аэровокзала Магадана прошло при поддержке ВЭБ.РФ и Сбера