Коммерсантъ
7 марта 2012, 10:08
Энергетики закручивают российские турбины
Российское энергетическое машиностроение, о поддержке которого правительство много говорило в 2011 году, подвело заказчиков. "Газпром энергохолдинг" отказывается от единственной отечественной газовой турбины высокой мощности производства НПО "Сатурн"
Вчера, выступая на конференции Russia Power-2012, глава "Газпром энергохолдинга" (ГЭХ) Денис Федоров заявил, что компания собирается снять с Рязанской ГРЭС газовую турбину ГТД-110 производства НПО "Сатурн" и заменить ее зарубежным аналогом. Турбина установлена в рамках модернизации Рязанской ГРЭС, пуск состоялся в 2010 году. Топ-менеджер резко раскритиковал турбину, назвав ее "не самым удачным техническим решением". "Их всего пять выпущено, четыре - у "Интер РАО" на Ивановских ПГУ, они тоже не очень хорошо работают,- пояснил Денис Федоров.- На турбине 110 МВт, которую мы установили на Рязанской ГРЭС, только за 2010 год было 58 остановов". На замену, уточнил топ-менеджер, "по техническим параметрам больше подходит General Electric".
В "Интер РАО" "Ъ" подтвердили, что ГТД-110 энергохолдинга часто выходят из строя. "В штатном режиме пока функционирует только новейшая, установленная в начале марта,- пояснил источник "Ъ" в "Интер РАО".- Остальные обслуживаются по гарантии завода-изготовителя". В НПО "Сатурн" уточняют, что одна турбина работает штатно, другая только будет передана заказчику в апреле, остальные две находятся на техобслуживании. Демонтировать турбины "Интер РАО" пока не собирается. "Но в новых проектах использовать эти турбины мы не планируем",- говорят в энергохолдинге.
ГТД-110 - единственная российская разработка в сфере газотурбинного машиностроения высокой мощности. Пять ГТД-110 находятся в эксплуатации у ГЭХ и "Интер РАО". В 2008 году НПО "Сатурн" также заключило договор с ТГК-6 на производство и поставку трех ПГУ-325 (каждая оборудована двумя ГТД-110), однако после приобретения ТГК-6 "КЭС-Холдингом" контракт был приостановлен на неопределенный срок, так как новый владелец отложил ввод тех мощностей, которые должны были обеспечиваться законтрактованным оборудованием.
Корень проблемы с ГТД-110 НПО "Сатурн" видит в молодости и инновационном характере проекта. "Как и в случае с любым новым изделием, к тому же высокотехнологическим, выявляются дефекты, так называемые детские болезни,- поясняет директор по газотурбинным и энергетическим установкам НПО "Сатурн" Александр Иванов.- Мы работаем над их устранением". Так, объясняет он, чтобы не допускать внеплановых остановок, компания установила постоянный надзор шеф-инженера над турбиной, идет мониторинг, позволяющий консультировать в оперативном режиме. В ходе планового ТО проверяются наиболее критические узлы, и при необходимости детали производитель заменяет за свой счет, замена может идти прямо в условиях эксплуатации. По словам Александра Иванова, на программу повышения эксплуатационной надежности ГТД-110 НПО "Сатурн" уже потратило 80 млн руб. собственных средств.
"ГТД-110 - единственная отечественная энергетическая турбина в этом диапазоне мощности, которая была разработана за последнее время,- говорит представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК; владеет НПО "Сатурн") Анастасия Денисова.- Программа по строительству ПГУ большой мощности в России базируется именно на этой машине. Отказаться от ГТД-110 в пользу иностранных турбин - значит закрыть для России как для разработчика и производителя большую энергетику". Александр Иванов уверяет, что стоимость ГТД-110 примерно на 20% ниже, чем у зарубежных аналогов, а запчасти и сервис "в разы дешевле".
Но аналитики полагают, что российские разработки в области газотурбинного машиностроения неконкурентоспособны. "В том, что они не пользуются спросом и заказчик планирует замену, нет ничего удивительного,- говорит аналитик компании "Атон" Никита Мельников.- Это лишнее доказательство, что в этой области мы отстали лет на двадцать". По его мнению, единственный продукт, который более или менее востребован, производился по лицензии Siemens "Силовыми машинами" (будет производиться их СП).
При этом отечественное газотурбинное машиностроение активно стимулируется государством. Минпромторг в марте 2011 года представил "Стратегию развития российского энергетического машиностроения до 2030 года", которая предполагает масштабную поддержку отечественных производителей и ориентацию на "импортозамещение". Общее финансирование стратегии, по оценкам министерства, обойдется до 2020 года в 157,37 млрд руб., из них 22,33 млрд руб. будут выделены из бюджета. В результате к 2020 году энергетическое оборудование иностранного производства должно занимать не более 20% российского рынка. В противном случае возникнет "весьма опасная зависимость стабильности работы единой энергосистемы России от поставок зарубежных комплектующих". Так что ОДК не планирует останавливать проект выпуска турбин, от которых отказываются энергетики. Он поддерживается также и в рамках ФЦП "Национальная техническая база", а дорабатывать турбину должно СП "Интер РАО", НПО "Сатурн" и "Роснано"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Алан Лушников: "Калашников" разработал новый ударный беспилотник "КУБ-10Э"