АвиаПорт.Ru
27 марта 2012, 11:44
Союзные компании не сошлись сетями
В понедельник на несколько часов прервалось авиационное сообщение между Москвой и Минском. Власти не смогли договориться о количестве рейсов между столицами
Вчера в 6.35 утра компания "Белавиа" получила от российских авиационных властей телеграмму, в которой сообщалось, что с 7 утра московского времени "Росавиация отзывает разрешение на выполнение регулярных рейсов авиакомпании" в летний сезон 2012 года. Рейсы компании в 7 утра и в 9 утра были задержаны. В ответ на это белорусские власти отменили разрешения на перелеты российским перевозчикам: "Аэрофлоту" и "ЮТэйр", соединяющим столицы прямым авиасообщением.
Сообщение между двумя странами было приостановлено на пять часов. В течение этого времени стороны договорились сесть за стол переговоров в четверг, 29 марта, восстановив до этого времени полеты в полном объеме. Задержанные рейсы "Белавиа" вылетели из Белоруссии около 12.00 московского времени. Представители белорусской компании заявили, что готовы компенсировать ущерб пассажирам несостоявшихся рейсов. По заявлению заместителя генерального директора "Белавиа" Игоря Чергинца, пассажирам будут возвращены деньги за билеты, либо проездные документы будут перебронированы на другую дату без штрафных санкций.
Конфликт между авиаторами двух стран разгорелся из-за того, что представители авиационных властей Белоруссии не согласовали для российских перевозчиков запрошенное количество рейсов между Москвой и Минском. Договоренность между правительством РФ и правительством Республики Беларусь от 12 декабря 1997 года "О воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта" предусматривает осуществление авиарейсов авиапредприятиями Российской Федерации в Минск и пять других пунктов в Белоруссии по выбору российской стороны. Белорусские перевозчики, согласно этому документу, могут осуществлять авиарейсы в Москву и пять других пунктов в России по выбору. По мнению белорусской стороны, количество рейсов между столицами так же должно быть одинаковым, хотя в договоре об этом прямо не сообщается.
В течение зимнего расписания "Белавиа" перевозила пассажиров между Минском и Москвой четырежды в день, что уравновешивало три рейса "Аэрофлота" и один рейс в день компании "ЮТэйр". В летнем расписании российские авиаперевозчики претендовали уже на пять рейсов ежедневно: три из них должен был совершать "Аэрофлот", еще по одному - "ЮТэйр" и S7 Airlines. Однако власти Белоруссии отказали "Аэрофлоту" в согласовании одного из рейсов (эта частота досталась S7 Airlines, которая наряду с "Трансаэро" является код-шеринговым партнером "Белавиа"). Как сообщили в пресс-службе "Аэрофлота", компания "безоговорочно поддерживает действия авиационных властей РФ в ситуации, сложившейся с полетами в Белоруссию".
И.Чергинец, тем временем, утверждает, что в нарушении регулярного авиасообщения с Москвой виновна Росавиация. "Это решение поставило под угрозу планы пассажиров, многие из которых летели через Москву транзитом", - заявил он. По словам представителя "Белавиа", причина конфликта заключается в борьбе за клиентов: средняя загрузка рейсов между Минском и Москвой составляет всего около 55%. "Это крайне низкая цифра для эффективной эксплуатации рейсов, - заявил И.Чергинец - Дальнейшее увеличение приведет к снижению эффективности рейсов. Несмотря на это российская сторона настроена на увеличение частоты полетов между Минском и Москвой". Согласно его словам, "Белавиа" в состоянии совершать больше перелетов между столицами, но не видит в этом выгоды. И.Чергинец подтвердил, что выдача временных разрешений российским авиакомпаниям - компромисс со стороны Белоруссии. Так же он отметил, что надеется на удачный исход переговоров и в четверг авиасообщение между столицами не прекратится. Однако "Белавиа" будет настаивать на равном количестве рейсов.
Авиакомпания "Белавиа" образована 5 марта 1996 года. По итогам 2011 г. пассажиропоток перевозчика составил примерно 1 млн 30 тыс. человек. Флот авиакомпании насчитывает 6 Boeing 737-500, 4 Boeing 737-300, 4 CRJ-100/200, 3 Ту-154М.
Между тем, проблема изначально заложена в различии бизнес-моделей российских и белорусской авиакомпаний. Отечественные перевозчики, базирующиеся в Москве, концентрируют пассажиров в столичных хабах (для "Аэрофлота" это "Шереметьево", для "ЮТэйр" - "Внуково", а для S7 - "Домодедово"), а затем развозят их по обширной международной сети, в том числе в Минск. "Белавиа" такой возможности лишена; для белорусской компании есть две возможности: либо в рамках соглашений код-шеринг принимать российских пассажиров, которых в стыковочный аэропорт привозит российский партнер, либо развивать сеть вширь, предлагая клиентам прямые полеты в российские регионы. Выход на линию Москва - Минск в летнем расписании партнера по код-шеру S7 Airlines приведет к тому, что часть клиентов может достаться этой компании. И заявка "Белавиа" на летнее расписание однозначно указывает, что компания сделала ставку на второй вариант. Однако если удобство для клиента зачастую (в те дни, когда рейс выполняется) будет на стороне белорусской компании, предлагающей прямой рейс, то по цене предложение российских игроков может оказаться лучшим. А высокая частотность полетов - "Аэрофлот" рассчитывает на три рейса в день - нивелирует возможные потери времени от полета с пересадкой в Москве.
При таком подходе к формированию сетей проигрыш белорусской компании на линии Москва - Минск неизбежен. Этим и продиктовано стремление авиационных властей наших соседей, защищающих коммерческие интересы "Белавиа", ограничить присутствие российских перевозчиков на столичном направлении. И в этом контексте заявление представителей "Белавиа" о том, что увеличение количества рейсов Москва - Минск сделает невыгодным эти перевозки - это полуправда. На третий дневной рейс "Аэрофлота" уже сейчас продано более 3 тыс. билетов, рассказал "АвиаПорту" источник в авиакомпании. Поэтому для российских компаний рост частотности оправдан, для "Белавиа" - нет.
Что же предлагают наши соседи? Сохранение паритета, то есть равного количества рейсов на столичной линии, которое существует уже 15 лет, устроит белорусских партнеров. На чем настаивают российские авиационные власти? Полная либерализация авиасообщения между двумя странами, предусматривающая снятие ограничений по количеству назначенных перевозчиков, частотности и выбору пар городов. Не трудно догадаться, от какого варианта развития событий выиграют пассажиры....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов