АвиаПорт.Ru
9 апреля 2012, 07:29
Ассоциация АССАД подвела итоги работы отрасли в 2011 году
Президент АССАД Виктор Чуйко на заседании 29 марта в отчетном докладе подвел итоги работы предприятий, входящих в состав Ассоциации, в прошедшем 2011 году
В начале собрания было сообщено, что в составе участников Ассоциации произошли изменения. В частности, были вручены Свидетельства о приеме новых членов в состав АССАД: ОАО "Кузнецов", казанского ЗАО "Гипроавиапром", совместного российско-украинского предприятия "Авиаремонт-МС".
По словам Президента АССАД, в состав Ассоциации на сегодня входят 102 организации, в том числе 80 предприятий из России, 12 предприятий из Украины и Белоруссии, 10 компаний из США, Канады, Германии и Франции.
Говоря о нескольких исключенных из состава АССАД предприятиях, В.Чуйко отметил, что 29 марта текущего года на заседании Правления в связи с нарушением уставных требований и потерей контактов приостановлено членство фирмы Pratt&Whitney (США). К сожалению, после того как эта фирма продала свои активы в пермском ОАО "Авиадвигатель" и ОАО "Пермские моторы", связь с фирмой прервалась, констатировал он.
Далее В.Чуйко остановился на итогах работы отрасли в прошлом году, отметив, что примерно в одном составе руководители предприятий, входящих в состав Ассоциации, собираются не первый год, и продолжают говорить о вопросах, которые тревожат всех - о явно недостаточном выпуске самолетов и вертолетов отечественного производства.
В авиационной отрасли в 2011 году общий объем производства вырос на 8,7% от объема 2010 года. Однако объем производства гражданской продукции за прошлый год сократился до 98,4% к уровню предыдущего года, а в 2010 году также наблюдалось падение объемов - 98,1% относительно 2009 года. По продукции государственного значение есть рост на 12,6%, сказал докладчик.
В 2011 году в авиастроении продолжался системный кризис, не произошло ожидаемого существенного роста производства и продаж отечественных гражданских самолетов - заказчикам были поставлены лишь 11 магистральных пассажирских самолетов: один Ил-96, два Ту-204, пять Sukhoi Superjet-100, два Ан-148 и один Ан-140. Кроме пассажирских, также были поставлены один Бе-200 и самолеты Як-18Т. Вертолетов было поставлено 73 машины, без учета модернизированных и поставленных Минобороны, сказал выступающий.
Он подчеркнул, что, к сожалению, за годы деятельности ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) не только не выполнена основная задача по поставкам пассажирских самолетов с выходом на мировой рынок, но даже практически упущен внутренний рынок.
Ниже в табличной форме приведены сведения о выпуске магистральных самолетов в России на период 2005-2011 гг.:
Годы | Кол-во самолетов |
---|---|
2005 г. | 8 |
2006 г. | 7 |
2007 г. | 7 |
2008 г. | 10 |
2009 г. | 14 |
2010 г. | 7 |
2011 г. | 11 |
На протяжении шести лет не произошло наращивание производства пассажирских самолетов. Правда, по плану на последующие годы планируется значительное увеличение выпуска самолетов Sukhoi Superjet-100 - 20 самолетов в 2012 году и 40 в 2013 году, сказал В.Чуйко.
Однако следует напомнить, что в прошлогоднем докладе Президента АССАД о работе предприятий Ассоциации в 2010 году говорилось, что планами ОАК в 2011 г. предусмотрен значительный рост выпуска магистральных самолетов - их планируется выпустить 31: Ту-204/214 - 5, Ил-96 - 1, Ан-148 - 8, SSJ-100 - 14, Бе-200 - 2, Ил-76 - 1.
Далее Президент АССАД остановился на вопросах поддержки авиапрома государством. В соответствие с Федеральной целевой программой "Развитие гражданской авиационной техники в России в 2002-2010 годах и на период до 2015 года" (ФЦП-2015), на проведение НИОКР по гражданской авиатехнике в 2011 году было направлено бюджетных средств в размере 30,4 млрд рублей, в 2010 году - 17 млрд рублей. На финансирование таких работ на 2012-2013 годы предусмотрено выделение 32,2 млрд и 34,9 млрд рублей соответственно. Надо иметь в виду, что в 2000 году на эти цели было направлено всего 3 млрд рублей, то есть финансирование увеличилось более чем в 10 раз. Можно было ожидать и аналогичного роста выпуска самолетов.
Глава АССАД отметил, что в целом на предприятиях двигателе- и агрегатостроения в 2011 году наблюдалось тенденция некоторого улучшения финансово-экономического состояния. Увеличение объемов по всем предприятиям Ассоциации составило 19,1%, в том числе по группе предприятий, входящих в состав ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК) - 10%, по авиаремонтным предприятиям - 47,8%.
Вместе с тем в 2011 году, несмотря на трудности, имелись и достижения:
- продолжались интенсивные работы по созданию авиадвигателя ПД-14 для перспективного семейства самолетов МС-21 и промышленных газотурбинных установок (ГТУ), продолжались доводочные работы по перспективному газогенератору;
- получен Сертификат типа АР МАК на двигатель ПС-90А3;
- завершены стендовые государственные испытания двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В;
- получен Сертификата типа на двигатель СаМ146 с увеличенной взлетной тягой для самолета Sukhoi Superjet-100 с увеличенной дальностью полета;
- завершены сертификационные испытания вспомогательной силовой установки (ВСУ) ТА18-200М на базе сертифицированной ВСУ ТА18-200;
- получен Сертификат АР МАК на самолет Ан-158 с двигателями Д-436-148.
За 2011 год 49 предприятий предоставили данные, после обработки которых были получены следующие результаты. В целом объем продаж по предприятиям вырос по сравнению с 2010 годом на 19,1% и составил более 199 млрд рублей. По российским предприятиям рост объемов составил 15,6% (в 2010 году - 12,6%). Если в 2001-2003 годах объемы двигателестроения росли на 25-36% в год, то после проведения административной реформы в 2004 году темп роста упал до 3% с последующим ростом до 27% в 2007 году. В 2008 году после очередной реформы рост упал до 4,3%. И дальше подотрасль вышла на уровень 16-20% в год.
Далее глава АССАД в докладе привел конкретные цифры увеличения роста объемов продаж в прошлом году. Он отметил, что наибольшие объемы продаж в 2011 году по сравнению с 2010 годом среди серийных предприятий показали такие предприятия как:
Предприятие | Рост, % |
---|---|
ФГУП "УАП "Гидравлика" | 123 |
АО "Мотор Сич" | 121 |
ОАО "Днепроспецсталь" | 141 |
ООО "Завод им. Медведева" | 156 |
ФГУП "НПП "Мотор" | 151 |
ОАО "ОМКБ" | 146 |
Наибольшие объемы продаж в 2011 году по сравнению с 2010 годом среди НИИ и АРЗ показали такие предприятия как:
Предприятие | Рост, % |
---|---|
"ГипроНИИавиапром" | 169 |
"ВИАМ" | 132 |
ГП "410 завод ГА" | 328 |
Армавирский завод | 246 |
ОАО "123 АРЗ" | 220 |
Докладчик особо отметил существенное повышение эффективности работы авиаремонтиных заводом Министерства обороны в сфере выполнения оборонного заказа и принятию ряда мер по модернизации основных фондов.
Численность работающих на предприятиях АССАД уменьшилась за отчетный период на 1,6%, но при этом наблюдается большой разброс показателей: от падения численности более чем на 10% на ОАО "НПО "Сатурн", ФГУП "ОМО им.П.И.Баранова" и ОАО "ММП им.Чернышева" до роста численности до более чем на 10% на Армавирском заводе и ОАО "123 АРЗ". Средняя заработная плата в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 14,2%. Выше среднего зарплата выросла на 12 предприятиях и наиболее существенно на ОАО "Металлист-Самара", ОАО "Кузнецов", ОАО "123 АРЗ", ФГУП "ВИАМ", ОАО "Днепроспецсталь" и ОАО "Авиадвигатель". Предприятия, входящие в состав ОДК, увеличили объемы продаж на 10%, численность сократилась на 4% (в 2010 году - на 2,5%), зарплаты выросли на 24,5% (2010 год - на 13,5%), привел цифры В.Чуйко. Численность работающих в отрасли составила 407,7 тысяч человек, а средняя зарплата составляет 25 тыс. 270 рублей в месяц.
Виктор Чуйко несколько подробно остановился на итогах работы в 2011 году некоторых предприятий АССАД.
ОАО "Авиадвигатель"
На ОАО "Авиадвигатель" в 2011 году объем продаж относительно уровня 2010 года увеличился на 80%, зарплата на 20%, численность уменьшилась на 4%. Увеличение объема продаж произошло не только и не столько за счет бюджетных средств, а в основном за счет увеличения выпуска ГТУ для перекачки газа.
В 2011 году успешно проведена процедура прохождения третьего контрольного рубежа по программе создания семейства перспективных двигателей ПД-14. Значительным успехом стало завершение разработки и изготовление, первой сборки и испытаний газогенератора двигателя ПД-14. В 2011 году завершено проектирование и изготовление 77% деталей полноразмерного двигателя ПД-14, остальные детали находились на разной стадии изготовления и практически к концу первого квартала первый образец ПД-14 будет изготовлен.
ФГУП "НПП "Мотор" в 2011 году были проведены большие работы по теме создания двигателя ПД-14. Предприятием в сотрудничестве с другими заводами разработан модуль турбины низкого давления.
Наряду с работами по созданию ПД-14, в 2011 году ОАО "Авиадвигатель" уделяло повышению надежности серийного двигателя ПС-90А. Наработка ПС-90А в 2011 году на съем с крыла и поставку на ремонт по производственным причинам увеличилась на 13%. В целом двигатель сегодня по безопасности полетов, по наработке на выключение в полете полностью удовлетворяет действующим нормам и даже превосходит их.
ОАО "Климов"
В Шувалово строится новый опытный завод ОАО "Климов". Предприятие успешно, в соответствии с графиком, осуществляет реализацию инновационного проекта "Петербургские моторы" - строительство конструкторско-производственного комплекса в Шувалово.
ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют"
"НПЦ газотурбостроения "Салют" в 2011 году продолжил работы по исследованиям и разработке документации и изготовлению ряда узлов в рамках научно-исследовательской работы "Вентилятор перспективного изделия" и "Сопло перспективного изделия". Кроме того, проведены мероприятия по повышению надежности двигателя АЛ-31Ф и модернизированного АЛ-31ФМ.
ОАО "НПО "Сатурн"
"НПО "Сатурн" начал в 2011 году поставку первых серийных двигателей SaM-146 для самолетов Sukhoi Superjet-100. Предприятие получило Сертификат Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета на право ремонта этих двигателей. Заключен долгосрочный контракт с ОДК на поставку двигателей Д-30КП в количестве 184 штук, а также на поставку ГТУ 10РМ-Э в количестве 200 штук. В 2011 году состоялся первый полет третьего опытного образца истребителя, создаваемого по программе ПАК ФА с двигателями постройки ОАО "НПО "Сатурн".
ОАО "Кузнецов"
ОАО "Кузнецов" совместно с Самарским государственным аэрокосмическим университетом проводятся работы по созданию линейки газотурбинных двигателей на базе универсального газогенератора высокой энергетической эффективности по заказу Министерства образования и науки РФ.
АО "Мотор Сич"
АО "Мотор Сич" по двигателю Д-27 завершило доукомплектацию сборочными единицами и деталями в рамках подготовки двигателя для проведения совмещенных стендовых Государственных сертификационных испытаний двигателя и сертификационных испытаний летного образца самолета Ан-70. В соответствие с договорами, стенд подготовлен для проведения совмещенных испытаний, подготовлен также и двигатель для стендовых испытаний.
Двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В успешно прошел государственные стендовые испытания на ремонтном предприятии в Гатчине, подтвердил свое соответствие требованиям Технического задания Министерства обороны России, оформляет соответствующий акт о проведении государственных стендовых испытаний двигателя.
Продолжены работы по созданию двигателя Д-436МП с увеличенной тягой с модифицированным широкохордными лопатками вентилятора.
ГП "ЗМКБ "Прогресс" в рамках глубокой модернизации самолета Ан-70 выполнялись работы по приведению в типовой профиль двигателя Д-27.
По двигателю АИ-222-2.5 начата серийная эксплуатация в составе силовой установки самолетов Як-130 с техническим сопровождением разработчиком двигателя.
Санкт-Петербургское ОАО "Красный Октябрь" продолжало изготовление образцов агрегатов для самолетов пятого поколения, а также агрегатов для вертолетов Ми-382 и Ка-226.
В.Чуйко подробно остановился на деятельности Правления АССАД в 2011 году и сообщил, что на 2012 год запланировано:
- проведение Двенадцатого международного салона "Двигатели-2012" и в его рамках Научно-технического конгресса по двигателестроению "НТКД-2012" (17-20 апреля 2012 г.);
- проведение совместно с ФГУП "ЦИАМ", ГосНИИ ГА, разработчиками, изготовителями и эксплуатирующими организациями совещания "Итоги эксплуатации авиационных двигателей в 2011 году и в первом квартале 2012 года и оценка безотказности двигателей гражданской авиации за вышеуказанный период" (июнь 2012 г.);
- проведение 34 и 35 заседаний Межгосударственного Координационного Совета по сотрудничеству между Российской Федерацией и Украиной в области авиадвигателестроения (июнь - г. Запорожье, ноябрь - г. Москва);
- организация работы комиссий по основным направления деятельности;
- проведение совместно с НИИ и предприятиями научно-технических советов АССАД, в том числе по темам: модернизация предприятий агрегатостроения в целях повышения качества и надежности продукции, совершенствование методов ремонта двигателей и их агрегатов, опыт создания, производства и сопровождение эксплуатации индустриальных установок, созданных на базе газотурбинных двигателей.
В рамках салона пройдут "НТКД-2012", "День науки и знаний", "День Военно-воздушных сил", конкурс "Будущее авиации за молодой Россией", пресс-конференции, круглые столы и презентации. Об участии в "НТКД-2012" заявили более 130 ученых и специалистов из 8 стран. На сегодня зарегистрировано более 110 предприятий и фирм из 7 стран мира. Заказанная площадь составляет 3000 кв.м при общей площади экспозиции 5000 кв.м.
Далее на заседании были заслушаны отчеты о финансово-экономической деятельности АССАД. Ревизионная комиссия проверила финансово-хозяйственную деятельность Генеральной дирекции и признала ее удовлетворительной. Доклад ревизионной комиссии был утвержден единогласно. Отчет о работе руководства АССАД были утверждены. Состоялись также выборы президента и членов правления АССАД. Президентом АССАД открытым голосованием избран В.Чуйко.
Напомним, что 9 февраля 1991 г. 58 предприятий и организаций авиационного двигателестроения и агрегатостроения подписали устав и Учредительный Договор о создании АССАД. Регистрация ассоциации состоялась 31 мая 1991 г....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов