АвиаПорт.Ru
22 мая 2012, 08:10
ВТО и гражданская авиация России: взлет или пике?
Присоединение России к ВТО в целом благотворно отразится на экономике транспортной отрасли, сделает воздушный гражданский транспорт эффективным, доступным и безопасным для широких слоев населения
Особенностью российского присоединения к ВТО является членство нашей страны в Таможенном союзе (ТС) с Белоруссией и Казахстаном. Единое экономическое и таможенное пространство ТС вступило в силу с 1 января 2012 года (которое предусматривает свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы), поэтому Россия принимает на себя обязательство по обеспечению выполнения требований ВТО и на уровне ТС. Реализация таких обязательств будет возможна после заключения Договора о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы, согласно которой обязательства государства-члена ТС при присоединении к ВТО становятся частью правовой системы Таможенного союза.
Как показывает опыт стран-соискателей, процесс присоединения в среднем занимает 5-7 лет, но для самой большой по территории страны мира (17 075,5 тыс.кв.км.) и 8-м местом по численности населения (142,9 млн. чел.) было сделано исключение, тем более что в 90-е годы прошлого века нас бы никто и не принял - какому такому ВТО тогда нужна была головная боль в виде развалившегося народного хозяйства, которое и без членства кое-как сводило концы с концами в основном за счет импорта. Эта, угрожающая национальной безопасности страны, импортозависимость продолжает доминировать и на современном этапе рождения новой рыночной модели отечественной экономики. По оценке независимых экспертов, в российских магазинах сейчас до 75% продуктов питания, 80% лекарств, 90% продукции легкой промышленности и почти 100% высокотехнологичных изделий - импортные. Это напрямую затронуло и отечественное гражданское авиастроение, которое выпускает по 1 самолету в месяц (а в недалеком 1990 году каждое 4 ВС было отечественного производства, да и бывший советский Аэрофлот перевез в том же году рекордное число пассажиров - 137,7 млн.), в то время, как Airbus и Boeing - 1,5 ВС в день! Долгожданный среднемагистральный самолет отечественной сборки, опять же с иностранным участием и конструктивными компонентами - SSJ-100, не успев освоить российское небо, уже на начальной стадии эксплуатации в ОАО "Аэрофлот" (7 машин) и армянской авиакомпании "Армавиа" (1 машина) продемонстрировал больше недоработок, чем его западные конкуренты.
Аэродромная сеть страны, состоящая из более трех сотен аэропортов, развита в основном в центрах федеральных округов (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск), правда, с существенным перекосом в сторону Московского авиаузла, через который проходит до 70% всего пассажиропотока в стране. Благодаря международным мероприятиям мирового уровня выделены значительные федеральные средства на развитие аэропортовой инфраструктуры Владивостока (в связи с проведением в сентябре 2012 года встречи на высшем уровне глав государств-членов АСЕАН), Сочи (где пройдет зимняя Олимпиада-2014), Казани (где принимают всемирную летнюю Универсиаду-2013) и др. Нельзя не упомянуть здесь и о господдержке аэропортов в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока (в форме казенных предприятий), инвестировании бюджетных средств в рамках федеральных целевых программ, реорганизации и модернизации единой системы ОрВД (включая сокращенные минимумы интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов (RVSM-reduced vertical separation minima), соответствующие стандартам и рекомендуемой практике ИКАО, на которые РФ перешла с 17.11.2011 г. Например, с эшелона 290 до эшелона 410 включительно применяются сокращенные интервалы вертикального эшелонирования через 300 м (1000 фут), а от эшелона 410 и выше - эшелонирование через 600 м (2000 фут) и др.) и субсидирования перевозок молодежи и пенсионеров из этих регионов в европейскую часть страны в пиковые периоды спроса.
Более сотни мелких авиакомпаний (к таковым относятся с годовым объемом перевозок не более 5 млн. чел.) продолжают вести конкурентную борьбу друг с другом и с консолидированными иностранными перевозчиками за редкого отечественного пассажира посредством демпинга (приводящего к банкротству), а не объединения активов, что позволило бы повысить качество и безопасность перевозок и достичь эффекта синергии, так любимого западными перевозчиками. Генеральный директор ОАО "Аэрофлот" В.Г. Савельев в номере за 27.02.2012 г. авторитетного отраслевого издания Aviation Week заявил о необходимости объединения этих мелких авиакомпаний и снабжении их наилучшим оборудованием для того, чтобы гарантировать максимально возможный уровень безопасности отечественной авиации. Правда, под эту категорию не попадают: "Аэрофлот" (перевезший в 2011 г. без учета всех компаний Группы - 14,2 млн.), "Трансаэро" (8,4 млн.), "ЮТэйр" (5,8 млн.), "Сибирь" (5,1 млн.). На протяжении последних лет эта пятерка (попеременно вместе с "Россией" или "Оренбургскими авиалиниями") уверенно контролирует больше половины российского рынка перевозок, а первые 35 авиакомпаний - 97%. Таким образом, эти три с небольшим десятка компаний делают "летную погоду" во всей гражданской авиации страны.
Обратим внимание на то, что "Аэрофлот" по поручению государства объединил госактивы в Группу авиакомпаний в составе "Россия", "Владивосток Авиа", "Оренбургские авиалинии", "Сахалинские авиатрассы", "Кавминводыавиа" и "Саратовские авиалинии" (но свидетельство эксплуатанта "Кавминводыавиа" было аннулировано 27.09.2011 г. а 51% акций "Саратовских авиалиний" 21.12.2011 г. был продан частным инвесторам по причине расхождения статуса этой авиакомпании со стратегией развития Аэрофлота). Это говорит об избирательной политике национального перевозчика, которому нужны только эффективные (или которые можно сделать таковыми в ближайшей перспективе) региональные активы и о предельном числе авиакомпаний-членов Группы "Аэрофлота" (после которого синергетический эффект не наступает). Без такой политики невозможно будет достичь долгосрочной цели "Аэрофлота" - построить к 2025 году мощный авиахолдинг, соответствующий международным стандартам и отвечающий ожиданиям клиентов. По данным ВЦИОМ, более половины приезжающих в Россию иностранцев выбирают "Аэрофлот" вместо своих национальных перевозчиков, но почти половина россиян для международных регулярных полетов пользуется рейсами иностранных авиакомпаний. В среднесрочной перспективе "Аэрофлот" намерен к 2017 году полностью приватизировать компанию, с этой целью в конце декабря прошлого года Советом директоров был утвержден план размещения американских депозитарных расписок (АДР), которые будут представлять акции компании на внебиржевой площадке в Нью-Йорке. Несомненно, что они привлекут внимание ведущего американского партнера по альянсу SkyTeam - Delta Airlines и других авиакомпаний, а также зарубежных инвестиционных фондов.
После сентябрьской катастрофы Як-42 под Ярославлем авиационные чиновники активно сокращают число небезопасных и финансово неустойчивых эксплуатантов коммерческой авиации, не выполняющих своих обязательств не только перед пассажирами, но и поставщиками услуг (за 2011 г. были аннулированы сертификаты у более 30 из них - и это правильно, ведь только за неделю Ространснадзор выявляет более сотни различных нарушений на воздушном транспорте!). К сожалению, спустя полгода снова пришло печальное известие о мартовской авиакатастрофе с человеческими жертвами под Тюменью ATR-72 известной авиакомпании "ЮТэйр", входящей в первую пятерку перевозчиков. К несчастью, шлейф системного кризиса нашей гражданской авиации уже коснулся надежных авиакомпаний, имеющих авторитет внутри страны и за рубежом (об этом свидетельствует членство в ИАТА и регулярное прохождение аудита эксплуатационной безопасности ИАТА - IOSA). Даже успешно применяемая в мире низкобюджетная модель перевозок не прижилась на российской летной почве из-за ухудшения финансово-экономического состояния перевозчиков с моделью бизнеса, экономящей на обслуживании пассажиров и сокращении расходов на земле ("Скай Экспресс", "Авианова"). В пассиве и неудачный консолидационный проект братьев Абрамовичей "ЭйрЮнион", обанкротившийся в августе 2008 года.
Вот и Генеральная прокуратура, заинтересовавшись положением дел на транспортных предприятиях, констатирует их плачевное состояние на водном и воздушном транспорте, где в 2011 году было выявлено более 144 тысяч нарушений закона, что на 20 тысяч больше, чем в 2010 г. На основании актов прокурорского реагирования к ответственности привлечено почти 22 тысячи физических и юридических лиц (в 2010 г. - 17,6 тысячи человек). Генпрокуратура указывает на то, что большая часть федеральных авиационных правил не отвечает современным условиям и создает предпосылки для коррупционных проявлений. В то же время авиационными властями не обеспечивается реализация функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, что негативным образом сказывается на безопасности полетов. Выводы Генпрокуратуры, к сожалению, подтверждает печальная отечественная статистика (в 2010 г. было зафиксировано 24 авиационных происшествий, а в 2011 г. - 34, в которых погибло 118 чел.) и зарубежные специализированные источники. В частности, немецкой компанией JACDEC был опубликован список из 60-ти самых безопасных авиакомпаний мира, в который вошли только два отечественных перевозчика: "Аэрофлот" и "Трансаэро". К счастью, за последние 30 лет не было авиакатастроф и погибших у следующих авиакомпаний: Qantas, ANA, Finnair, Cathay Pacific, Etihad Airways, Hainan Airlines, JetBlue Airways, Emirates, Virgin Blue, Air Berlin, Air New Zealand, Eva Air, TAP Portugal, Condor, Virgin Atlantic, Easy Jet, WestJet, Qatar Airways, AirAsia, "Трансаэро" (первая частная российская авиакомпания создана в 1991г.).
В чем же причина безрадостного состояния коммерческой гражданской авиации? Может быть, в том, что у нее слишком много госрегуляторов в лице Минтранса, ФАВТа, МАКа, Ространснадзора, Госкорпорации по ОрВД, а ведь в еще недалеком СССР был единый орган эффективного управления авиаотраслью - Министерство гражданской авиации, которое в течение 17 лет (1970-1987) возглавлял главный маршал авиации, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, летчик и человек-эпоха Борис Павлович Бугаев. Видимо, канула в лету славная эпоха гордости и достижений отечественной авиации, а у этих "семи нянек дитя осталось без присмотра". Или причина в непрофессионализме, который в самом сложном виде предпринимательства чреват человеческими жертвами с широким общественным резонансом? Но, зачем тогда нужны отраслевые специализированные организации (АЭВТ, Партнер ГА, Фонд Безопасность полетов, МАРАП, Центр стратегических разработок, ветеранские общества и др.), комитет по транспорту Госдумы, средства массовой информации (журналы: "Гражданская авиация", "Авиатранспортное обозрение", Airports International, "Аэропорт Партнер", "Транспорт", "Авиаглобус"; газеты: "Транспорт России", "Воздушный транспорт"; Интернет-порталы: avia.ru, aviaport.ru и др.)? Они профессионально анализируют и предлагают рецепты излечения отрасли, организуют конференции, совещания, круглые столы, слушания, вручают премии и дипломы, но "воз проблем и ныне там". На официальном Интернет-сайте Минтранса (mintrans.ru) предусмотрена публикация законопроектов с целью привлечения общественности к их обсуждению и формирования круга профессиональных организаций, бизнес-сообществ, представители которых могли бы войти в состав рабочих групп, рассматривающих законопроекты с точки зрения участников рынка. Состоянием отрасли озаботился уже президент (что свидетельствует о неспособности качественно выполнять свои функции теми, на кого они возложены государством), который однажды метко заметил: ""Мы должны определиться, где мы находимся, чтобы не оказаться там, где мы периодически оказываемся, - в известном месте".
Может быть, хотя бы вступление России в ВТО заставит авиационные власти провести тотальную инвентаризацию стратегической отрасли с привлечением авторитетных экспертов специализированных независимых организаций (включая известных зарубежных авиационных профессионалов), которая позволит обновить нормативно-правовую базу, аттестовать руководителей и специалистов на профпригодность, исходя, в том числе из следующих критических показателей:
- Наличие профильного базового образования;
- Личные достижения в избранной сфере деятельности;
- Объективные оценки коллег и партнеров;
- Обладание даром стратегического предвидения;
- Знание и умение использования в работе профессиональных знаний и навыков, включая смежные отрасли;
- Способность творческого и инновационного мышления;
- Самостоятельное дополнительное образование;
- Любовь и преданность гражданской авиации;
- Морально-психологические качества и др.
И здесь, в первую очередь, необходимо обратить внимание на систему присвоения квалификации персоналу гражданской авиации и допуска их к деятельности, которая, как следует из доклада Генпрокуратуры РФ, посвященном состоянию законности и правопорядка в России в 2011 году, не отвечает требованиям действующего законодательства и международных стандартов. Самое печальное, что и утвержденная распоряжением Правительства РФ № 641-р от 06.05.2008г. госпрограмма обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации на протяжении нескольких лет не исполнялась, и ответственных за это "днем с огнем не найти".
Нынешним выпускникам и работникам среднего возраста гражданской авиации предстоит возрождать ее в условиях формирующейся рыночной экономики, в конкурентной борьбе с сильными западными и азиатскими державами, давно ставшими и мировыми авиастроительными центрами, и лидерами воздушных перевозок пассажиров и грузов. На это нацелены и Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года (одной из задач в которой объявлено создание авиационных альянсов), и опубликованные за подписью президента России 1 апреля 2012 года "Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года" (Основы). Национальными интересами и целями России в области международной авиационной деятельности, которая регулируется ИКАО (специализированным межправительственным органом ООН) и ВТО, Основы провозглашают, в том числе следующие:
- Развитие международного сотрудничества и расширение присутствия отечественных авиационных организаций на внутреннем и внешнем рынках авиационной техники и авиационных услуг.
При этом должно приниматься во внимание участие в мировых интеграционных процессах, развитие международного разделения труда, а также обострение конкурентной борьбы между странами, авиастроительными и авиатранспортными компаниями на мировых рынках авиационной техники и авиационных услуг.
Для справки: Доля РФ в мировом объеме перевозок авиапассажиров составляет всего лишь 2%, авиагрузов - 1,5%, а экономика в целом - 3%; - Укрепление позиций РФ на мировом рынке авиационной техники и авиационных услуг;
- Взаимовыгодное партнерство российских авиационных организаций, участвующих в международных проектах по созданию авиационной техники и предоставлению авиационных услуг;
- Усиление конкурентоспособности российских авиационных организаций на мировом рынке авиационной техники и авиационных услуг;
- Содействие взаимовыгодному партнерству российских и иностранных авиационных организаций в деятельности по созданию совместных предприятий;
- Осуществление мер по исключению критической зависимости РФ от зарубежных стран в области авиационной деятельности;
- Максимальное сохранение существующих и создание новых защитных мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, направленных на поддержку отечественных производителей авиационной техники, в том числе в условиях ограничений, принятых в ВТО;
- Разработка и внедрение систем управления безопасностью полетов с учетом международных стандартов и рекомендаций ИКАО;
- Повышение конкурентоспособности отечественных аэропортов на рынке международных транзитных перевозок;
- Содействие развитию экономически обоснованной интеграции и кооперации с зарубежными странами и иностранными коммерческими компаниями при разработке, производстве и эксплуатации авиационной техники, исходя из приоритета национальных интересов РФ;
- Государственная поддержка экспорта авиационной техники, а также импорта перспективных технологий;
- Унификация отечественных и международных систем и процедур сертификации в области авиационной деятельности и др.
Здесь можно вспомнить тот факт, что СССР до ноября 1970 года не вступал в ИКАО из-за приглашения для участия в конференции, которую 1 ноября 1944 года в Чикаго открыл президент США Франклин Рузвельт, таких государств, как Испания, Португалия и Швейцария, проводивших в течение ряда лет враждебную политику в отношении СССР. Как известно, конференция завершилась триумфальным принятием документа "Конвенция о международной гражданской авиации", получившего в сфере авиации распространенное название "Чикагская конвенция 1944 года" или просто "Чикагская конвенция", и учреждением организации под наименованием "Международная организация гражданской авиации (ИКАО)". Но членство позволило отечественной авиационной отрасли войти в мировую систему воздушного транспорта, Советскому Союзу играть ведущую роль в мировой гражданской авиации, а русскому языку в сентябре 1977 года был присвоен статус официального языка этой организации, наряду с английским, французским и испанским языками.
Таблица 1
SWOT-анализ членства РФ в ВТО
(для национальной системы воздушного транспорта)
АВИАПЕРЕВОЗЧИКИ
№ п/п | STRENGTH (сильные стороны) | Балл | WEAKNESS (слабые стороны) | Балл |
---|---|---|---|---|
1 | Ускоренный уход с рынка коммерческих авиаперевозок мелких, слабых, неконкурентоспособных и небезопасных перевозчиков | 6 | Нехватка подготовленного летного состава, недостаток преподавателей летно-инженерных дисциплин и авиатехники в учебных центрах | 10 |
2 | Приведение нормативно-правовой базы в сфере гражданской авиации в соответствие с принципами и правилами ВТО | 5 | Неразвитая авиационная промышленность в части выпуска гражданских самолетов различной модификации и дальности в необходимом количестве | 6 |
3 | Повышение устойчивости, надежности и безопасности функционирования национальной СВТ | 10 | Высокие тарифы на авиаГСМ, аэропортовое обслуживание | 8 |
4 | Побуждение к созданию альянсов перевозчиков на добровольной основе с включением в орбиту стратегического сотрудничества базовых аэропортов авиакомпаний-членов | 6 | Высокие тарифы на авиаперевозки, неприживаемость низкобюджетной модели авиаперевозок | 7 |
5 | Омоложение флота воздушных судов | 6 | Необходимость вывода из строя устаревшей авиатехники, замены ее на современную | 5 |
6 | Привлечение иностранных инвестиций | 4 | Несколько государственных органов регулирования транспортной отраслью, размытая ответственность (коллективная безответственность) | 9 |
7 | Модернизация и реорганизация национальной системы организации воздушного движения | 10 | В основном на рынке функционируют мелкие перевозчики (парк - до 10 ВС; персонал - не менее 1 тыс.чел.; годовой объем перевозок пассажиров - не более 5 млн.; годовой грузооборот - не более нескольких десятков тыс. т/км в год) | 3 |
8 | Повышение профессионального уровня летного, инженерно-технического и управленческого персонала (навыки, умения, владение авиационным англ.яз., управление процессами и процедурами и др.) | 7 | Монополизация аэропортовой инфраструктуры (за исключением Московского авиаузла) | 4 |
9 | Внедрение автоматизированных систем управления производственными и бизнес-процессами (SAP ERP, Multi-task, e-ticket, e-freight, CUSS, BCBP и др.) | 5 | Неразвитость и изношенность региональной аэропортовой инфраструктуры | 6 |
10 | Совершенствование организационных структур, менеджмента | 3 | Отсутствие устойчивой системы региональных авиаперевозок | 5 |
11 | Раскрытие человеческого потенциала (переход от шаблонно-рутинного метода работы к творческому, мотивация и т.п.) | 5 | Государственное субсидирование пассажирских перевозок с Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера в европейскую часть страны и обратно | 2 |
12 | Внедрение систем менеджмента качества во всех производственных и бизнес-процессах | 9 | Чрезмерная концентрация авиаперевозок в Московском авиаузле (до 70% общего объема) | 5 |
13 | Развитие и расширение социальных гарантий работников гражданской авиации | 5 | Наличие непогашенных долгов обанкротившихся авиакомпаний | 3 |
14 | Совершенствование программ поощрения часто летающих пассажиров и корпоративных клиентов | 3 | Наличие текущей и просроченной задолженности авиакомпаний перед поставщиками услуг | 4 |
15 | Применение инновационных технологий в АСБ, регистрации на рейсы, прохождении контроля, обработке багажа и т.д. | 7 | Высокие платежи по лизингу зарубежной авиатехники | 6 |
16 | Членство авиакомпаний в национальных объединениях перевозчиков (АЭВТ и др.), глобальных альянсах (Аэрофлот - SkyTeam, S7 Airlines - Oneworld), отраслевых международных организациях (ИАТА и др.) | 5 | Ориентация на использование авиатехники западного производства (Airbus, Boeing и др.) | 4 |
17 | Господдержка лизинга отечественной авиатехники (в период действия защитных мер) | 8 | Законодательные ограничения иностранного участия в национальной СВТ (не более 49% иностранного капитала в уставе; не более 1/3 иностранцев в Совете директоров; иностранец не может быть командиром ВС и др.) | 7 |
18 | Отсутствие актов государственного неповиновения в национальной СВТ (забастовки, пикеты, митинги, протесты, блокады и т.п.) | 6 | Механизм действия защитных мер - не более 8 лет (с момента присоединения к ВТО) | 3 |
19 | Высокий транзитный потенциал страны (транссибирские, кроссполярные маршруты) | 8 | Высокие проценты по внутренним банковским кредитам | 5 |
20 | Единое экономическое и таможенное пространство государств-членов Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан), отмена визового режима | 5 | Отсутствие позитивного опыта консолидации отечественных перевозчиков | 3 |
21 | - | - | Недостаточный процент доли от неавиационной деятельности в структуре доходов аэропортов, что влияет на размер тарифов за наземные авиационные услуги (в конечном счете, на цену авиаперевозки) | 4 |
ВСЕГО: | 123 | ВСЕГО: | 109 | |
№ п/п | ОPPORTUNITIES (возможности) | Балл | THREATS (угрозы) | Балл |
1 | Разрешение спорных вопросов между государствами-членами посредством механизма урегулирования ВТО | 6 | Потенциальная возможность разрушения национальной СВТ из-за слабости перед зарубежными СВТ (включая глобальные альянсы) | 10 |
2 | Реальные шансы снятия ограничений с отечественных перевозчиков в странах-членах ВТО | 9 | Либерализация национального рынка авиаперевозок может привести к доминированию на нем зарубежных перевозчиков при значительном сокращении доли российских компаний | 7 |
3 | Консолидация отечественных перевозчиков и их привлекательность для участия в международных отраслевых организациях (включая глобальные альянсы), достижение эффекта синергии | 5 | Открытая и честная конкуренция с сильными (консолидированными) зарубежными перевозчиками вызовет уход с рынка (банкротство) слабых отечественных компаний | 5 |
4 | Снятие количественных и иных административных ограничений для выхода на внутренние и зарубежные рынки авиаперевозок | 7 | Хронические неплатежи поставщикам услуг со стороны финансово неустойчивых российских перевозчиков могут привести к сбойным ситуациям и бюджетным затратам, приостановлению (аннулированию) действия сертификата эксплуатанта (внутри страны) или санкциям за рубежом | 3 |
5 | Диверсификация основной производственной деятельности (включая активы за рубежом) | 3 | Понижение (ограничение) роли государства в регулировании национальной СВТ в условиях либерализации | 6 |
6 | Повышение деловой активности и рост рынка деловой авиации | 2 | Отмена господдержки (защитных мер) национальной СВТ | 5 |
ВСЕГО: | 32 | ВСЕГО: | 36 | |
ИТОГО: | + 155 | ИТОГО: | - 145 |
Примечание:
- Анализ подготовлен на основе экспертных оценок;
- Анализ может быть дополнен другими параметрами.
Основные принципы, функции, преимущества и некоторые сложности членства в ВТО проанализированы ниже.
Принципы, функции и преимущества ВТО
Основополагающие принципы и правила ГАТТ/ВТО
- Количественное уменьшение мер нетарифного характера.
- Приведение национального законодательства страны и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда, что подразумевает анализ, оценку принимаемых национальных нормативных документов экспертами ВТО.
- Предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле на недискриминационной основе.
- Взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения.
Национальный режим является основополагающим принципом, что зафиксировано в статье III ГАТТ, ст.XVII ГАТС и ст.3 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), предусматривающего предоставление одинакового режима в отношении местных и иностранных товаров, услуг, работ и поставщиков. Национальный режим применяется с момента поступления товара, услуги или объекта интеллектуальной собственности на рынок. - В статье I ГАТТ и статье II Приложения 1В Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) зафиксирован основополагающий принцип - "режим наиболее благоприятствуемой нации", согласно которому любое преимущество или любая уступка, предоставленная одной страной - членом ВТО в отношении товара, услуги или поставщика услуг другой стране - члену ВТО, будет безусловно предоставлена в отношении схожих товаров или услуг всех других членов ВТО.
- Регулирование торговли преимущественно тарифными методами.
- Отказ от использования количественных ограничений.
- Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.
Важнейшие функции ВТО
- Контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда. Проведение многосторонних торговых переговоров (МТП) между заинтересованными странами - членами.Разрешение торговых споров.Мониторинг национальной торговой политики стран - членов.Техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО.Сотрудничество с международными специализированными организациями.
Некоторые преимущества членства в ВТО
- Режим наибольшего благоприятствования (РНБ).
- Снижение таможенных барьеров.
- Неприменение дискриминационных мер.
- Приток иностранных инвестиций. Членство в ВТО для иностранных инвесторов - это своего рода знак качества.
- Если Россия не удовлетворена какими-то ограничениями на рынке стран Евросоюза, можно потребовать от ЕС такие ограничения снять - в этом предмет той деятельности, которую ВТО осуществляет на постоянной основе и ради которой она была создана.
- Получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами - членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики.
- Устранение дискриминации в торгов... Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.Поделиться