Коммерсантъ
20 июня 2012, 10:05
Вертолетам не дают плыть спокойно
США и Великобритания пытаются не допустить передачу Дамаску партии российских вертолетов Ми-25, находящихся на борту следующего в Сирию сухогруза Alaed
"Нас поставили в известность, что Alaed, возможно, везет боеприпасы в Сирию. После этого мы проинформировали владельцев судна, что его страховка признана недействительной",- объявил представитель британской страховой компании Standard Club, добавив, что страховки лишены все восемь судов российской компании Femco. Согласно международным правилам, корабль без страховки не имеет права заходить в порты.
В Госдепе США "Ъ" отказались подтвердить или опровергнуть факт обращения за помощью к британским властям. "Мы выступаем за полное прекращение поставок оружия режиму Асада,- заметил лишь представитель Госдепа.- Все остальные вопросы сейчас решаются в Лос-Кабосе, на встрече G20".
Тем не менее источник "Ъ", близкий к Госдепу, назвал отзыв страховок у судов, перевозящих "неблагонадежные грузы", обычной практикой. "В 90-е подобные меры применялись против судовладельцев и компаний, которые, вопреки режиму санкций против режима Саддама Хусейна, участвовали в перевозках иракской нефти,- пояснил собеседник "Ъ".- В последние годы подобная практика широко применяется для ограничения нелегального экспорта нефтепродуктов из Ирана".
Источник "Ъ", близкий к Госдепу, сообщил, что российское судно привлекло внимание властей США еще почти полтора месяца назад. Alaed покинул Гибралтар 2 мая и, согласно судовым документам, направился в Санкт-Петербург. Американцы обратили внимание на то, что российский сухогруз пришел в порт назначения только 4 июня, хотя обычно такой переход занимает менее десяти дней. В международных документах заходов Alaed в другие порты не значится. Однако, по данным американских спецслужб, задержка объясняется тем, что судно сделало тайную остановку в Сирии: в США считают, что Alaed загрузил на борт боевые вертолеты, нуждающиеся в ремонте. Спутниковые же съемки позволили установить, что через шесть дней после прибытия в Санкт-Петербург сухогруз зашел в порт Балтийск и уже через сутки, 11 июня, вышел в море. Американские спецслужбы считают, что на борту судна находятся вертолеты Ми-25, артиллерийские снаряды и патроны, которые Alaed должен доставить в Сирию. В понедельник, когда у Alaed была отозвана лицензия, сухогруз, по данным Федерации американских ученых, находился в 40 морских милях от шотландского порта Терсо и со скоростью 12 узлов продолжал движение на юго-запад.
Информированный источник "Ъ", близкий к российской системе ВТС, подтвердил: "На борту судна действительно находятся вертолеты Ми-25, которые проходили плановый ремонт в РФ". По его информации, патронов и артиллерийских снарядов на борту Alaed нет. "Мы только выполняем контрактные обязательства перед партнерами",- пояснил собеседник "Ъ", назвав обвинения в адрес России "давлением на нее в сирийском вопросе".
Тем не менее, по словам источника "Ъ", близкого к администрации США, сейчас в Вашингтоне срочно обсуждают комплекс мер, который может вынудить Россию вообще отказаться от поставок оружия в Сирию. "На данный момент у администрации Обамы нет легальных рычагов, чтобы изменить эту ситуацию. В отношении Сирии не введено международное эмбарго, так что с юридической точки зрения все российские контракты законны",- признал собеседник "Ъ". Однако, по его словам, это не значит, что Белый дом откажется от поиска рычагов воздействия на Москву. Одной из рассматриваемых мер может стать введение санкций против российских оружейных компаний. На прошлой неделе группа сенаторов-республиканцев уже потребовала отозвать контракты, заключенные Пентагоном с "Рособоронэкспортом", и ввести в отношении российской компании санкции.
К борьбе с российскими оружейниками готов подключиться и американский Минфин. По информации "Ъ", там рассматривают возможность введения запрета для американских банков на обслуживание счетов российских оружейников.
Рассчитывают в Вашингтоне и на международную конференцию, которая через две недели откроется в ООН. В ней примут участие делегации более чем 100 государств, а главным вопросом станет подписание соглашения, вводящего новые правила в мировой торговле оружием. Один из пунктов этого документа запрещает любые деловые контакты с властями стран, в которых идет гражданская война. "Россия уже заявила, что собирается присоединиться к соглашению,- напомнил "Ъ" директор вашингтонского аналитического центра Arms Control Association Дарел Кимбалл.- А это значит: для того чтобы извлечь дивиденды, у Москвы остается каких-то две недели".
Если США попытаются ввести санкции в отношении российских оружейных компаний, и "Рособоронэкспорта" в частности, это спровоцирует сильное охлаждение отношений, предупредил источник "Ъ", близкий к администрации президента РФ. Он напомнил, что "наши страны не раз заявляли о желании совместно развивать военно-техническое сотрудничество", а в качестве примера привел готовность подписать контракт на поставку дополнительно десяти вертолетов Ми-17В5 для ВВС Афганистана. "Любая попытка провокаций,- заверил собеседник "Ъ",- неизбежно приведет к контрмерам со стороны России"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов