Slon.ru
5 июля 2012, 15:56
Россия - в числе мировых лидеров по росту авиаперевозок. Спасибо гастарбайтерам
Объем перевозок пассажиров авиакомпаниями всего мира не изменился по сравнению с аналогичным месяцем 2011 года, а это свидетельствуют о том, что застойные явления по-прежнему доминируют в мировой экономике
Впрочем, те же данные ИАТА говорят о росте международного спроса со стороны пассажиров на 5,6% по сравнению с маем 2011 года. Цифра не такая уж и плохая, но опять-таки проигрывает апрельским 7,1%. Так что позитива последний месяц весны явно не добавил.
Показательно, как авиакомпании решают проблему удовлетворения спроса. В мире берут не количеством, а качеством. Новых провозных мощностей не прибавляется, зато существующие используются эффективнее - загруженность кресел выросла с 75,9% в мае 2011 года до 77% в нынешнем.
На этом фоне Россия выглядит едва ли не оазисом благополучия. 13,2% роста числа перевезенных пассажиров в мае и 18,1% по итогам пяти месяцев выглядят просто мировым рекордом. Увы, эти цифры не показательны. Низкая база последних лет и даже десятилетий, не менее низкая мобильность населения внутри страны, незначительное количество регулярно летающих граждан не позволяют говорить о том, что столь впечатляющие темпы роста являются свидетельством уникальной экономической ситуации. Но все же, последние статистические данные Росавиации могут кое о чем поведать.
Например, о том, что уровень загрузки кресел в мае у нас упал на 1,1 процентного пункта, но по итогам пяти месяцев рост все же есть, хотя и не столь значительный, как в мире (1,3 п.п.). Т.е. рекордные высоты отечественные авиаторы штурмуют числом (ростом провозных мощностей), а не эффективностью. Причем, российские 75% занятости кресел заметно ниже 77% мировых. И здесь мы находимся в явном "противоходе" мировым трендам.
Традиционно для нашей авиационной отрасли и то, что максимальные темпы роста приходятся на международный сегмент перевозки пассажиров. Итоги пяти месяцев это подтверждают, а 18-процентный общий рост "раскладывается" на 11,2% внутри страны и 26,1% за рубеж. Но если заглянуть глубже, то местные перевозки растут еще более низкими темпами - 8,2%. Хотя и эта цифра для страны, долгие годы терявшей региональную авиационную инфраструктуру, выглядит впечатляющей.
Но еще больше впечатляет динамика роста перевозок между Россией и странами СНГ - плюс 31,6%. На их долю приходится не так уж много - около 8% от общего числа перевезенных пассажиров, но, с другой стороны, это в три раза больше, чем все местные перевозки внутри России. И повод задуматься здесь есть. Ведь аномально высокий рост этого показателя наблюдается уже не первый год.
К сожалению, оперативной статистики по конкретным направлениям Росавиация не дает, но для понимания ситуации будет достаточно и исторической динамики.
Данные ТКП говорят о том, что в 2000 году из Бишкека в Россию и обратно было перевезено 31 657 пассажиров, а по итогам 2011 года - 171 443. Еще более впечатляет динамика перевозок в еще один киргизский город Ош: ноль в 2003 году и 144 575 в 2011 году.
Впрочем, и без этих цифр можно убедиться в такой впечатляющей динамике. Количество дворников из Киргизии растет (у нас во дворе их вместо одного уже, как минимум, пятеро), а еще из одиноких гастарбайтеров они превращаются в семейных людей. К тому же получивший в наследство квартиру в центре Москвы сосед по подъезду, не долго думая ("Это классный бизнес для Москвы", - парировал он претензии коллег по ЖСК), сдал ее в аренду восьми жителям этой братской республики. Они зарегистрированы, работают в магазинах и ресторанах, и выглядят вполне законопослушно. Впрочем, живет их там значительно больше, но в момент визита участкового они вполне резонно замечают, что пришли в гости. Думаю, что подобные истории могу рассказать не только я.
11 622 человека, проследовавших по маршруту Москва-Душанбе и обратно в 2002 году, и сегодняшние 315 005 - также пример фантастического роста. К тому же к столице Таджикистана добавились еще два города, откуда пассажиры активно передвигаются в Россию: Куляб (68 808 по итогам 2011 года) и Худжанд (105 999).
Впрочем, и эта динамика не кажется неожиданной для тех, кто хотя бы раз заглянул на московскую (и не только) стройку или вечером в окно старенького, чадящего "Икаруса", везущего строителей к их вагончикам на окраине (и уже не только) Москвы.
Впрочем, хватит авиационной статистики. Ведь воздушный транспорт у нас не самый дешевый, а люди, пользующиеся им, в большинстве своем честно зарабатывают деньги не только на содержание семей и родственников, но и на авиабилеты.
Но при этом мы должны понимать, что стимулирование экономического роста за счет привлечения дешевой рабсилы из-за рубежа - способ простой и опробованный. И авиаперевозки - хороший пример того, как это поднимает отдельную отрасль. Но бесконтрольная и стабильно растущая трудовая миграция (думаю, что никто не признает в приведенных мною цифрах рост турпотока) может сделать другой не только экономику, но и страну в целом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 27, 2024
Новгородчина получит почти 500 млн рублей на центр развития беспилотной авиации
Ноябрь 27, 2024
Из Новокузнецка хотят запустить прямые рейсы в Турцию - когда именно
Ноябрь 27, 2024
Международному аэропорту "Брянск" может быть присвоено имя легендарного летчика Павла Камозина