О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Раскрывая региональные резервы "Гидроавиасалона"

Региональная и деловая авиация, безопасность полетов и спасание - все эти перспективные моменты могут стать важным тематическим элементом региональной авиационной экспозиции "Гидроавиасалона" в Геленджике

- Александр Васильевич, в этом году "Гидроавиасалон" в Геленджике проводится в девятый раз. Сегодня, наряду с прежней гидроавиационной тематикой, форум становится главным выставочным мероприятием авиации Юга России. Об этом свидетельствует и деловая программа выставки, и перечень ее участников. Каковы на ваш взгляд ключевые авиационные проблемы этого региона? Какими вопросами, на Ваш взгляд, следовало бы дополнить повестку выставки?

- Авиационная ситуация Юга России во многом схожа с другими регионами страны. И круг вопросов, которые решаются сегодня в сфере авиатранспорта южного региона, в равной мере стоит перед региональной авиации всей России. Среди них и необходимость реконструкции аэропортов, и развитие региональных перевозок, и модернизация аэронавигационных систем.

Острая для юга, но общая для всей России, проблема развития региональных и межрегиональных перевозок упирается в высокоубыточность таких перевозок, и их объем сегодня составляет всего 3%. Так что, например, перелет из Минеральных Вод в Махачкалу или из Ставрополя в Сочи возможен только через Москву. Пассажиры на покрытие небольшого расстояния вынуждены тратить неоправданное количество времени и денег. И никакого рыночного механизма для преодоления этого разрыва нет, - инициировать развитие региональных перевозок может только государство. На самом высоком уровне уже звучали обещания субсидировать не только перевозки с Крайнего Севера и Дальнего Востока в Центральную часть России, но и межрегиональные. Уже прорабатываются варианты выделения целевых субсидий регионам на конкретные маршруты, которые будут определять с участием Росавиации. Планируется также установить частоту полетов на этих маршрутах.

И как раз в Южном федеральном округе и выделенном из него несколько лет назад Северо-Кавказском федеральном округе предлагаются схемы такого регионального авиационного сообщения. Здесь никак не обойтись без серьезного обновления инфраструктуры. В частности, обсуждается возможность реконструкции шести аэропортов СКФО - в Краснодаре, Майкопе, Минеральных Водах, Нальчике, Беслане и Махачкале и строительство четырех новых - в Дербенте, Матласе, Мамисоне и станице Зеленчукской - на условиях частно-государственного партнерства. Оптимистический сценарий, предполагающий серьезное увеличение потока туристов в регион, должен создать условия для расширения регионального авиапарка: до сотни единиц среднемагистральных и ближнемагистральных самолетов и такого же количества вертолетов.

Даже этап реконструкции уже способен повысить отдачу и прибыль авиационного хозяйства. Так в 2010 году завершили реконструкцию взлетно-посадочной полосы в Минеральных Водах. До этого туда летали только самолеты типа Ту-154 с высоко расположенными двигателями. Теперь здесь приземляются и самолеты с низкой компоновкой двигателей - "Боинги" и "Эйрбасы". С этим парком самолетов сюда пришли и другие перевозчики, появилась конкуренция, цены на билеты в среднем снизились на 35%. А после планируемого усиления региональной составляющей следует ожидать, что авиатранспортная система Юга России займет лидирующие позиции в стране по обслуживанию пассажиров и грузов.

Все эти перспективные моменты могут стать важным тематическим элементом такой авторитетной региональной авиационной экспозиции, как "Гидроавиасалон" в Геленджике. Конечно, традиционно "Гидроавиасалон" - это площадка в первую очередь для разработчиков и производителей летающей техники, главным заказчиком которой остается государство. Однако наряду с военной и служебной авиацией все большее место на выставке занимает гражданский сектор, - представители региональной деловой авиации. Поэтому повестка выставки должна естественным образом дополниться темой безопасности полетов - с учетом местной специфики пилотирования в горах и над водой - семинарами и конференциями, которые бы обеспечили авиационное сообщество дополнительной возможностью по обмену опытом в области безопасности полетов, площадкой для встреч представителей ОрВД и пользователей воздушного пространства. На "Гидроавиасалоне" должны активнее демонстрироваться и обсуждаться новые технологии и образцы оборудования для обеспечения безопасности полетов.

- В рамках "Гидроавиасалона" пройдет региональный форум деловой авиации Юга России. Не секрет, что региональный профиль рынка авиационных услуг Юга России заметно отличается от профилей большинства регионов страны: здесь и туризм, и вертолетное такси, и значительный объем монтажных работ, здесь также базируются специалисты по пожаротушению. А как обстоят дела с госпрограммой поддержки и развития этого сектора региональной авиации?

- Сегодня в России успешно реализуется целый ряд федеральных и региональных целевых программ, затрагивающих интересы производителей авиационной техники, включая профильную для салона в Геленджике гидроавиацию, а также беспилотники и другие образцы летающей техники. Они проводятся наряду с программами по восстановлению инфраструктуры аэропортов и оснащением существующего авиапарка новыми средствами по навигации и обеспечениию безопасности полетов, что крайне важно. И несмотря на то, что у властей пока нет сходных планов по финансовому содействию развития делового сектора авиации, отсутствуют адресные проекты, однако и первые, и вторые направления целевых программ косвенно затрагивают интересы деловой авиации, расширяя ее возможности, повышая экономическую привлекательность частного авиабизнеса. И, по-настоящему, в специальных программах господдержки нет необходимости - существуют действенные механизмы экономического стимулирования этого сектора. Вместе с мерами, облегчающими налоговое бремя или упрощением некоторых хозяйственных процедур, региональные коммерческие операторы могут быть привлечены на интересных условиях к оказанию общественно-значимых авиационных услуг по медицинской эвакуации, пожаротушению, поиску и спасению (в помощь МЧС), как это принято в большинстве европейских стран.

Мы знаем, как небольшие российские авиакомпании успешно работают на лесных пожарах в Южной Европе и Турции, перевозят пассажиров и грузы в Азии и Африке, однако для полноценного развития и роста деловой авиации нам нужно наращивать заказы на внутреннем рынке, в том чисел за счет региональных бюджетов.

- Одна из традиционных тем на "Гидроавиасалоне" - спасение на воде средствами авиации. Во многих странах эта миссия возложена на береговую охрану, оснащенную морскими и воздушными судами. У нас этим занимаются пограничники, единая служба поиска и спасания, а также авиация МЧС. Одни и те же подразделения тушат пожары, осуществляют эвакуацию пострадавших с мест ДТП и т.д. Насколько это оправдано и нет ли необходимости в создании аналогичных береговых служб в России? Как, по Вашему мнению, должно развиваться это направление?

- Независимо от организационной структуры специальных авиационных подразделений, решающих широкий круг задач в прибрежной зоне и в территориальных водах, их эффективность сводится к хорошей координации и профессиональной подготовке спасателей, пилотов, диспетчеров. Важно не то, как эти подразделения называются, а то, как они взаимодействуют. И в этой области российским специалистам по спасению на воде опыта не занимать: на их счету целый ряд уникальных и практически невозможных по исполнению спасательных операций.

Кстати, "Гидроавиасалон" в Геленжике - идеальное место для демонстрации современных технологий спасания на воде. Вполне возможно, что именно на этой площадке будет представлена какая-то новая система контроля за морским пространством Российской Федерации. Возможно, что на основе этой системы возникнет структура, близкая по форме к Береговой охране. Но очевидно, что в большинстве стран этот стандарт службы, как и у нас, выполняющий самые разнообразные задачи, сделан по американскому образцу. Просто надо понимать, что наша система не менее эффективна, не менее действенна, и прекрасно себя зарекомендовала. Здесь главный вопрос - в оснащении, постоянном обновлении и модернизации техники и тренировке персонала, без чего подобные службы быстро теряют свою боеспособность.

Так что наиболее правильный путь развития этого направления в России - в достаточном материальном и технологическом обеспечении береговых служб и поддержании качества взаимодействия между ними....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка