О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Спрятанный аэропорт

Иван Саввиди совершает сделки с акциями аэропорта Ростова-на-Дону, чтобы защитить свой актив

"Праймери Дон", которая сейчас фактически осуществляет контроль над аэропортом Ростова-на-Дону, в третьем квартале 2011 года нарастила свою долю голосующих акций авиапредприятия с 40,66 до 52,4575%. Согласно ФЗ "Об акционерных обществах", акционер должен был разослать остальным держателям акций обязательную оферту о покупке их долей в аэропорту, однако предложение дошло до адресатов только полтора года спустя. На этом основании Минимущества Ростовской области пытается оспорить право акционера на контроль над предприятием. "Праймери Дон" же совершил упреждающий маневр и уже перепродал часть своих акций третьему лицу.

Ситуацию вокруг ОАО "Аэропорт "Ростов-на-Дону" можно охарактеризовать как классический спор хозяйствующих субъектов. Дело в том, что у предприятия есть два крупных акционера: министерство имущественных и земельных отношений, оздоровления предприятий Ростовской области (38% обычных акций) и структура бизнесмена Ивана Саввиди ООО "Праймери Дон", которой в 2011 году принадлежали 24,8 процентов обычных акций предприятия. Однако на руках у "Праймери Дон" находился еще и пакет привилегированных акций, которые согласно пункту 5 статьи 32 Федерального закона №208-ФЗ "Об акционерных обществах" становятся голосующими в случае невыплаты по ним дивидендов. Кроме того, 12% обыкновенных акций аэропорта принадлежали жене бизнесмена Кирияки Саввиди. Господин Саввиди контролировал в общей сложности 34,7% голосов.

Но еще в 2003 году Ивану Саввиди удалось провести через собрание акционеров предприятия решение о невыплате дивидендов по привилегированным акциям, в результате чего те стали голосующими. В активе у "Праймери Дон" оказались 42,27% голосов, еще 9,9% голосов распоряжалась жена бизнесмена. Таким образом, Саввиди получил контроль над более 50% голосов, и с легкостью проводил через собрания акционеров выгодные ему решения, в том числе решения о дальнейшей невыплате дивидендов по привилегированным акциям.

Конфликт интересов же заключается в том, что Иван Саввиди выступает активным противником строительства нового аэропорта, который должен обслуживать Ростовскую область, "Южного хаба". Его пропускная способность должна составить 8 млн пассажиров в год, а строительство потребует инвестиций в размере 27,4 млрд рублей. Реализацией этого проекта занимается структура Виктора Вексельберга УК "Аэропорты регионов" совместно с областными властями, которые должны получить 25% акций нового аэропорта. Притом планировалось, что регион в обмен на новый аэропорт передаст В.Вексельбергу акции и земли старого. В перспективе аэропорт, который находится в черте города, будет закрыт, а территория - застроена.

Саввиди полагает, что 8-милионный пассажиропоток через Ростов-на-Дону - утопия. "Зачем говорить, что будет 8 млн. пассажиров, если их нет? Зачем строить то, что ляжет на плечи налогоплательщиков?", - высказывался он ранее. Альтернативой, считает он, должна стать реконструкция существующего сейчас аэропорта, так как 81% всех воздушных перевозок через Ростов - внутрироссийские. В этом случае потребуется до 20 млн рублей вместо несколько десятков миллиардов.

Затягивание со стартом строительства нового аэропорта приводит к тому, что старый еще долго будет востребован. "Области действительно нужен этот аэропорт", - считает генеральный директор холдинга "Аэропорты Регионов" Евгений Чудновский. Он сообщил "АвиаПорту", что аэропорт нужно развивать до 2018 года, чтобы принять Чемпионат мира по футболу, не спровоцировав транспортный коллапс. Кроме того, надо поддерживать и развивать пассажирские и грузовые перевозки в Ростов, чтобы новый аэропорт стартовал с более высокой базы.

Однако в нынешнем виде ростовский аэропорт не устраивает ни область, ни федеральный центр, ни "Аэропорты Регионов". "То состояние, в котором он (аэропорт Ростова-на-Дону - "АвиаПорт") находится сейчас, - целиком заслуга Саввиди", - говорит Е.Чудновский, поясняя, что именно по причине игр с привилегированными акциями государство отказывается выделять деньги на реконструкцию взлетно-посадочной полосы.

Неудовлетворительное состояние аэродромной инфраструктуры является тормозом и для аэропортового бизнеса, и для проекта Ивана Саввиди, который ранее заявлял, что хочет создать на базе аэропорта центр ремонта самолетов бизнес-авиации. Для этой цели он уже приобрел "Ростовский завод гражданской авиации №412", и намерен вложить в него 1,5 млрд рублей. Но проект не состоится, если не будет развиваться аэродромное хозяйство. Сумма необходимых инвестиций в реконструкцию ВПП составляет примерно 800 млн рублей. Областная администрация на эти цели деньги из бюджета выделять не намерена до тех пор, пока Саввиди не передаст контроль над аэропортом. Саввиди же готов инвестировать в ВПП из своего кармана только при условии увеличения своей доли в аэропорту. Федеральный центр также не откроет финансирование, пока конфликт вокруг аэропорта не будет урегулирован.

С 2011 года Иван Саввиди отказывался продавать свою долю в аэропорту и блокировал любые решения акционеров, касающиеся сделок с долями акционерного общества. На все предложения выкупа акций у него он заявлял, что предложенная цена слишком мала. Однако в третьем квартале 2011 года И.Саввиди совершил сделку, о которой стало известно только сейчас. "Праймери-Дон" выкупил у Кирияки Саввиди 9,9% голосующих акций, вследствие чего доля компании в аэропорту составила 52,475%.

Немного юридических тонкостей. Статья 84.2 Федерального закона №208-ФЗ "Об акционерных обществах" гласит, что лицо, чье участие в предприятии после покупки пакета акций начинает превышать 30, 50 или 75 процентов акций (то есть если голосующих акций было, например, 24%, а стало 32%), обязано направить остальным акционерам предприятия предложение об обязательном выкупе акций в 35-дневный срок после сделки. И до принятия или непринятия оферты имеет право голосовать только пороговым пакетом акций.

Оферту акционеры аэропорта получили только в 2013 году, на основании чего Минимущества Ростовской области подало в суд на "Праймери Дон". "ООО "Праймери Дон" имело право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов от общего количества акций, поскольку в нарушение Федерального закона "Об акционерных обществах" ответчик после приобретения им более 30 процентов акций не направил владельцам остальных акций публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг", - говорится в официальном сообщении ведомства. В областном Минимуществе "АвиаПорту" не пояснили, почему в заявлении фигурирует цифра в 30, а не 50%, сообщив лишь, что у юристов ведомства есть основания так считать.

Однако с учетом того, что "Праймери Дон" выкупил акции у жены Ивана Саввиди, которая, согласно действующему законодательству, является в данном случае аффилированным лицом, компания не должна была рассылать публичную оферту, произошло всего лишь перекладывание акций "из одного кармана в другой". Таким образом, не исключено, что разосланная оферта "прикрывает" более раннюю сделку. Дело в том, что в квартальных отчетах аэропорта за 2-й и 3-й квартал 2009 года Кирияки Саввиди фигурирует в качестве одного из основных, то есть имеющих более 5% акций, акционеров общества. Однако с 4-го квартала 2009 года по 1-й квартал 2010 года жена бизнесмена в отчетах не фигурирует, вновь появляясь в них лишь во 2-м квартале 2010 года. Таким образом, можно предположить, что акции К.Саввиди были переданы третьему лицу, а после - снова вернулись в ее собственность. Именно тогда и наступил момент, когда "Праймери Дон" должен был разослать свое предложение, но, по информации "АвиаПорта", не сделал этого.

Таким образом, не исключено, что выслав оферту по покупке акций сейчас, Саввиди пытается не только прикрыть сделку 2010 года, но и привлечь внимание юристов к более поздней сделке. Если бизнесмену удалось запутать областные власти и те подали иск по более поздней сделке, Саввиди выйдет сухим из воды.

На случай же, если положение Саввиди окажется более шатким, и решения совета директоров о невыплате дивидендов по акциям все же будут отменены, бизнесмен "спрятал" часть своего пакета, как выражается он сам - "опасаясь рейдерского захвата". На самом же деле - чтобы сказать, что исковые претензии не имеют смысла, так как у "Праймери-Дон" осталось даже меньше акций, чем было. Согласно официальной информации, сейчас на балансе "Праймери-Дон" остались только 25%+1 акция — блокирующий пакет. Новым акционером стала компания, название которой в отчетности аэропорта написано по-разному: в двух случаях ее называют "Сигма-Финанас", в одном месте - "Сигма-Финанс". Впрочем, судя по данным СПАРК, ОГРН и ИНН компании совпадают именно с "Сигмой-Финанс".

Компания "Сигма-Финанс" уже фигурировала в сделках с акциями семьи Саввиди. В феврале 2008 года "Праймери Дон" продало "Сигме-Финанс" 7,5% акций ОАО "Донской табак", а в апреле того же года выкупило эти акции обратно. Через ту же компанию покупался "Ростовский завод гражданской авиации №412", а в 2005 г. "Праймери Дон" предоставило "Сигма-Финанс" займ в размере 239 млн 222 тыс. руб. Также через "Сигма-Финанс" проводилась покупка газеты "Московский Комсомолец на Дону".

При этом ООО "Сигма-Финанс" с юридической точки зрения напрямую никак не аффилирована структурам Саввиди. Компания занимается финансовым лизингом, арендой машин и оборудования, капиталовложением в ценные бумаги, предоставлением займов и привлечением средств для реализации предпринимательских целей. По данным СПАРК, компанией в равных долях владеют Ирина Матвеева и Екатерина Аветисян. При этом компания почему-то имеет тот же номер телефона, что и "Ростовский мясокомбинат", явно принадлежащий Ивану Саввиди.

Таким образом, можно сказать, что пока Саввиди формально "прячет" свои акции на счетах фирмы, официально ему неподконтрольной. В Минимуществе Ростовской области "АвиаПорту" сообщили, что доказать связь "Сигмы-Финанс" со структурами бизнесмена "будет очень и очень непросто", но юристы ведомства попытаются это сделать.

Не исключено и то, что Саввиди будет трактовать ошибку в документах (написание "Сигма-Финанас") в свою пользу: если Минимущества найдет повод для искового заявления к "Сигма-Финанс", он может попытаться доказать, что продал акции "Сигма-Финанас", о существовании которой, правда, пока базе данных СПАРК неизвестно.

Итог ситуации подводить рано: накал страстей между государством и бизнесменом только усиливается. Оба держателя акций ведут агрессивную политику, пытаясь выиграть все сразу, вместо того, чтобы придти к какому-либо компромиссу. Притом у Саввиди есть аргумент в виде контроля над аэропортом, а у Минимущества - то, что это властная структура. Обе стороны совершают ошибки: Минимущества в соглашении с "Аэропортами регионов" посулило Вексельбергу земли под аэропортом, не имея на то фактических оснований, Саввиди же отказался продавать пакет акций аэропорта по рыночной цене.

Пока власть и бизнес сталкиваются лбами, взлетно-посадочная полоса продолжает крошиться: ее уже приходилось вводить в эксплуатацию решением суда. И остается только надеяться, что конфликт интересов завершится до того, как из-за разрушения ВПП в аэропорту произойдет какое-либо серьезное авиапроисшествие....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка