О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ижавиа" поделят к октябрю

Власти Удмуртии обещают завершить реструктуризацию ОАО "Ижавиа" к октябрю 2013 г. Имущественный комплекс аэропорта будет выделен в отдельное юрлицо. Вопрос заключается в том, как республиканские власти станут поддерживать два авиаактива одновременно

Власти Удмуртии обещают завершить реструктуризацию ОАО "Ижавиа" к октябрю 2013 года. Имущественный комплекс аэропорта будет выделен в отдельное юридическое лицо. Главный вопрос заключается в том, как республиканские власти станут поддерживать два авиационных актива одновременно.

Процесс разделения ОАО "Ижавиа" на два общества с условными названиями "Авиакомпания" и "Аэропорт" стартовал летом 2012 года. Тогда распоряжение о реорганизации компании подписал председатель правительства Удмуртии Юрий Питкевич. Согласно документу, 100% акций обеих компаний должны остаться в собственности Удмуртии. Однако темпы реорганизации не удовлетворяют президента республики Александра Волкова. В ходе состоявшегося 7 мая рабочего совещания он обозначил крайний срок завершения процесса - 1 октября 2013 года. "Важно, чтобы с 1 января 2014 года эти два направления заработали самостоятельно", - дополнил он. Помимо этого, президент поручил участникам встречи в течение недели провести совещание по развитию международного сектора ижевского аэропорта.

Согласно изначальному плану, предприятие должны были разделить на два вновь создаваемых независимых акционерных общества. Позже в правительстве сочли, что такая схема нецелесообразна - вновь образованной авиакомпании потребовалось бы получение нового сертификата эксплуатанта. Чтобы избежать излишних формальностей и сохранить за "Ижавиа" возможность пользоваться имеющимися документами, решено было выделить аэропортовое хозяйство из состава авиакомпании.

Необходимость разделения бизнеса не вызывает сомнений ни у акционера, ни у экспертов. Помимо того, что это начинание согласуется с общероссийской практикой (аэропорт Ижевска остается одним из немногих, где до сих пор не произошло разделение авиаотряда), таким образом региональные власти обеспечат доступ конкурирующих перевозчиков в Ижевск. Теоретически после завершения процесса властям республики выгодно будет акцентировать внимание на развитии аэропорта, а в нормально функционирующий порт могли бы прийти новые авиакомпании. Министр имущественных отношений Удмуртии Рустэм Зайнуллин уверен, что такой шаг поможет сохранить авиасообщение в Ижевске, даже если "Ижавиа" повторит судьбу многих региональных перевозчиков и перестанет функционировать, не справившись, например, с растущими требованиями авиационных властей.

Р.Зайнуллин считает также, что разделение компаний поможет руководству понять, каким образом лучше распределять между ними финансирование. "Субсидирование из бюджета сейчас осуществляется в общем на компанию. Разделив структуры, мы поймем, куда необходимо выделять деньги. Главное - сохранить аэропорт. Для нас очень важны авиасообщения", - ранее заявил министр.

Мнение президента республики на этот счет неоднозначно. Осенью прошлого года он заявлял, что задача республики - решать социальные задачи, в том числе, поддерживать ижевский аэропорт, а перевозчик способен справиться своими силами и в бюджетной поддержке не нуждается. "Нет сомнений, что в аэропорт надо вкладывать бюджетные средства, чтобы обеспечить его работоспособность. Все остальные вопросы по развитию самой авиакомпании вы должны взять на себя", - заявил тогда А.Волков, обращаясь к руководству "Ижавиа". Однако в ходе рабочего совещания 7 мая он пообещал, что и авиакомпания не останется без поддержки. "Ижавиа" - лицо республики, поэтому мы и в 2013 году будем поддерживать авиакомпанию", - пообещал он.

Руководство "Ижавиа" еще в 2012 году подготовило программу комплексного развития авиаперевозок в Удмуртии на 2013-2015 годы. Помимо развития аэропортового комплекса, программа предусматривала также выделение бюджетных средств для поддержания летной годности воздушных судов. Директор "Ижавиа" Александр Городилов в числе первоочередных задач на 2013 год назвал обновление авиапарка. Но позже выяснилось, что бюджет готов финансировать программу только в части развития аэропорта, и выделить на эти цели меньше, чем было запрошено. В результате, согласно принятому региональным правительством варианту целевой программы на воздушный транспорт в Удмуртии за эти годы могут потратить 508 млн рублей, в том числе из бюджета республики в 2012 году предполагалось выделить 331,91 млн руб., в 2013 году - 160,33 млн руб., 2014 г. - 122,3 млн руб., 2015 г. - 49,28 млн руб.

По факту же в прошлом году из республиканского бюджета "Ижавиа" ассигновали 164 млн. На эти деньги капитально отремонтировали здание аэровокзала, купили перронный автобус и интроскопы для проверки багажа и ручной клади и противообледенительную установку, сделали ограждение и проложили дорогу по периметру аэропорта. В текущем году А.Волков обещал выделить компании 125 млн рублей бюджетных средств. В числе прочего, планируется развивать в аэропорту Ижевска международный сектор.

Даже с учетом сокращенной господдержки, компания стабилизировала свое финансовое положение, руководство компании заявляет о положительном тренде. Согласно бухгалтерской отчетности предприятия, в 2012 году чистая прибыль "Ижавиа" составила 33 млн рублей против убытка 129 млн рублей в 2011 году. В сообщении на сайте правительства Удмуртии говорится, что в 2012 году "Ижавиа" открыло 15 новых маршрутов. Пассажиропоток компании составил 174,5 тыс. человек. По оценке А.Городилова, результаты деятельности компании в первом квартале 2013 года значительно превосходят итоги аналогичного периода 2012 года. По его словам, доходы компании выросли на 43% за счет увеличения регулярных перевозок, в 1,4 раза - с 28 тыс. до 40 тыс. человек - увеличился пассажиропоток.

Однако открытыми остаются вопросы, сможет ли авиакомпания сохранить аналогичные темпы роста, если останется без государственной поддержки, и сможет ли ижевский аэропорт привлечь новых перевозчиков.

ОАО "Ижавиа" на 100% принадлежит Удмуртской Республике. Парк компании насчитывает семь Як-42, три Ан-24, три Ту-134 и один Ан-26. Маршрутная сеть включает 15 регулярных направлений и 12 чартерных....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка